Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
ЛитРес
Общие сведения об условиях и физиологию труда Условный рефлекс, примирил психологию с физиологией ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ основы физиологии, гигиены труда и производственной санитарии Физиология и психология деятельности человека Чем характеризуется физиология умственного труда?
физиолого-гигиеническое значение нутриентов Психологические особенности детского Физиолого-гигиеническая роль недоступных углеводов и последствия избытка и дефицита их в пищевом рационе ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ информационно-психологического противоборства Физиолого-гигиеническая роль жиров, жирных кислот и последствия избытка и недостатка их в пищевом рационе ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
 
Главная arrow БЖД arrow Основы охраны труда - Гандзюк МП
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

ЧАСТЬ II ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА

соответствии с ГОСТ 120003-74 опасные и вредные производственные факторы подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические

В условиях промышленного производства, в зависимости от особенностей технологического процесса, применяемых материалов, оборудования, продукции, выпускаемой на человека в процессе труда преимущественно действуют физические химические и биологические опасные и вредные факторы Поэтому при изучении вопросов защиты работников и мер по организации охраны труда этим факторам уделяется значительное вниманиеа.

Однако, в современном производстве на человека действует, помимо разнообразных неблагоприятных факторов внешней производственной среды, еще и большое количество психофизиологических факторов, обусловленных физическими и н нервно-психическими перегрузками работника, его индивидуальными качествами и психическое состояние.

Автоматизация, механизация и компьютеризация производственных процессов, резкий рост скорости и объемов производственных, информационных и социальных взаимодействий в современном производстве увеличили нагрузку я на центральную нервную систему работника, и психофизиологические факторы стали принадлежать к ряду важнейших опасных и вредных производственных факторов Кроме того, современный этап реформирования экономики Украины и переход к рыночным отношениям характеризуется увеличением доли предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы, где преобладает умственный труд, при которой доминируют психофизиологические нагрузкойя.

Итак, изучение комплекса психофизиологических опасных и вредных факторов трудовой деятельности и защиты от их действия на сегодня является актуальным вопросам охраны труда

Глава 7 ТРУД И II физиолого-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Труд человека является функциональным процессом, в котором используются физиологические и психологические качества работника

В процесс труда привлекаются все органы и системы организма человека - мозг, мышцы, сосуды, сердце, легкие и др. При этом затрачивается нервная и мышечная энергия Следовательно, труд - это физиологический процесс ви трачання человеческой энергии Кроме того, в процессе труда активизируются все психические функции человека: восприятие, мышление, память, чувство, воображение, волевые качества, внимательность, заинтересованность, удовольствие, с осередженисть, напряжение, утомление тощощо.

В процессе труда человек воспринимает и перерабатывает информацию, в том числе информацию о наличии вредных и опасных факторов на рабочем месте, принимает и идеализирует решения; осмысливает различные варианты д действий; использует усвоенные знания, навыки и умения; анализирует соответствие условий, орудий и предметов труда правилам, нормам; прогнозирует возможные ситуации; оптимально мобилизует свои резервные возможности; концентрирует волевые усилия на достижении поставленной цели и в целях повышения безопасности труда Также в процессе труда реализуется коммуникативная функция психики, которая проявляется в общении работников и является основой межличностных отношений, способом организации совместной деятельности и методом познания человека человеком В ней учитываются индивидуальные свойства личности, которые проявляются в различиях х поведения людей в тех или иных опасных ситуацияях.

Итак, можно сделать вывод, что труд - это совокупность физиологических и психических процессов, которые побуждают, программируют и регулируют деятельность человека

В процессе работы происходит функциональное напряжение человека, обусловлено двумя видами нагрузок: мышечными и нервными

Мышечные (статические) нагрузки, как правило, определяются рабочей позой, характером рабочих движений, напряжением физиологических функций тех органов, которые задействованы при выполнении работ стоя или сидя Мышца Зовите динамические нагрузки обусловлены нагрузками при перемещении в пространстве тела или его частин.

Нервные нагрузки обусловлены напряжением внимания, памяти, сенсорного аппарата, активизацией процессов мышления и эмоциональной сферы

зависимости от соотношения мышечных и нервных нагрузок труд делится на физическую, с преобладанием мышечных нагрузок, и умственную, с преобладанием нагрузок на кору головного мозга, связанных с вы ищимы психическими функциям.

Это разделение условно, потому что любой труд включает в себя указанные компоненты и представляет собой единый нервно-мышечный процесс Соотношение затрат мышечной и нервной энергии, исполнительных и творческих функций, механических действий и операций мышления в трудовом процессе характеризуют содержание рабоі.

Физический труд отличается большими затратами энергии, быстрым утомлением и относительно низкой производительностью При работе мышц усиливается кровообращение, что ускоряет поставку питательных веществ и кислорода ю, удаление продуктов распада В организме наступают физиологические изменения, обеспечивающие мышечную деятельность С повышением тяжести физического труда увеличивается употребление кислорода Каждому человеку соответствует свой показатель максимального потребления кислорода (МПК) Чем выше МПК, тем выше работоспособность, устойчивость к воздействию экстремальных факторов Конечно МСК не превышает 3-4 л / мин Во время выполнения очень тяжелого ро боты поставки кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще больше и не удовлетворяется в процессе работы В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности - гипоксия П омирна гипоксия тренирует организм, но если тяжелый физический труд продолжается долго, или если человек не привык к большим нагрузкам, и ее дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц - гипоксия становится повреждающим фактором чинником.

Мышечная работа сопровождается изменениями и в обмене веществ, которые, в свою очередь, сказываются на составе крови Существенным фактором, влияющим на состав крови, является нарушение водного и водно-солевого баланса В В связи с этим повышается концентрация соли в жидкой частиш крови (плазме) Кроме того, энергетические затраты в процессе труда предусматривают поступление в кровь различных продуктов распада веществ, что приводит дить к изменению состава кровиові.

В сфере материального производства работники осуществляют трудовую деятельность с преобладающей долей физического труда В сфере управления, предоставления услуг, производства идеологической и научно-технической продукц ции работники осуществляют трудовую деятельность с преобладающей долей умственного труда Важным признаком умственного труда является то, что результатами деятельности работников является не материальные вещи, а планы, программы и, идеи, проекты, управленческие решения, информация, услуги тощщо.

В отличие от физической, умственный труд сопровождается меньшими затратами энергетических запасов, но это не свидетельствует о ее легкость Основным работающим органом при такого вида труда выступает мозг П При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается и составляет 15-20% от общего объема энергии, которая расходуется в организме При этом употребление кислорода 100 г коры голов ного мозга в 5 раз больше, чем скелетными мышцами того же веса при максимальной физической нагрузке При чтении вслух затраты энергии повышаются на 48%, при публичном выступлении - на 94%, при ро боте операторов вычислительных машин - на 60-100% Во время умственной работы значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, прием и переработка информации, возникают ф ункциональни связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастает роль функций внимания, памяти, нагрузки на зрительный и слуховой анализаторатори.

Для умственного труда характерны: обилие стрессов, малая подвижность, вынуждена статичная поза - все это предопределяет застойные явления в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшение по остачання мозга кислородом, рост потребности в глюкозе При умственной работе ухудшается работа органов зрения: устойчивость ясного видения, острота зрения, адаптационная возможность ока.

умственного труда присущ наибольшую степень сосредоточения внимания - в среднем в 5-10 раз выше, чем при физическом труде Завершение рабочего дня совсем не прерывает процесса умственной деятельности Развил ется особое состояние организма - усталость, что со временем может превратиться в переутомление Все это приводит к нарушению нормального физиологического функционирования организма При умственной работе имеют место сдвиги в вегетативных функциях человека: повышение кровяного давления, изменения электрокардиограммы, вентиляции легких и применение кислорода, повышение температуры тела После окончания умственного труда усталость залы ся дольше, чем после физического труда, однако даже в состоянии переутомления работники способны долгое время выполнять свои обязанности без особого снижения уровня работоспособности и производительностиості.

Как правило, во время умственной работы трудно выключить механизм переработки информации даже во время отдыха, люди работают не только 8-12 часов в сутки, а почти постоянно с короткими переключениями

Это и является подтверждением так называемой информационной теории, согласно которой человек во время сна перерабатывает информацию, полученную в период активной бодрости

Каждый вид труда характеризуется определенным уровнем общей двигательной активности работника, требует выборочной, специфической психической активности, связанной с познанием, восприятием, общением и т.д.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
загрузка...