Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
Национально-культурный подъем 1920-х гг в Украине как предпосылка развития образования и науки Усиление реакции в политическом и национально-культурной жизни Украины второй половины 1960-х - середины 1980-х годов Культурная подъема в Украине ренессансных веков Причины возвышения национальных процессов в Украине Подъем общественно-политического и национального движения на западноукраинских землях во второй половине XIX в Подъем национально-освободительного движения в Украине во второй половине XIX в Обоснование идеи самостоятельности Украины Национально - культурное возрождение и культура Украины на современном этапе Подъем национально-освободительного движения в Украине Появление \"шестидесятников\" Общественно-политические и исторические условия национально-культурного возрождения Школа и наука в украинской духовности Славянские культурные связи (ХVП-ХVШ вв) ЧЕТВЕРТЫЙ ГОДА 1860-1905 В ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ Национально-культурная политика
 
Главная arrow Культурология arrow История украинской культуры - Павлова ОЮ
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

82 Национально-культурный подъем 20-30-х годов

В 20-х г в Украине советской властью проводится политика украинизации, сыграла определенную положительную роль в развитии культуры По этому поводу был принят ряд партийных и правительственных постановлений: \"О обо овьязкове изучения в школах местного языка, а также истории и географии Украины \"от 09031919 г, принято Временным рабоче-крестьянским правительством Украины,\" О применении во всех учреждениях украинский языка наравне с великорусской \"(21021920, ВУЦИК),\" О введении украинского языка в школах и советских учреждениях \"(август 1921 г, декрет СНК УССРot; (серпень 1921 р., декрет РНК УСРР).

XII съезд РКП (б) в 1923 г официально провозгласил курс на украинизацию материализуя решения партийного форума, впоследствии был издан декрет ВУЦИК и СНК УССР \"О мерах обеспечения равноправия языков и п о помощи развитию украинского языка \"Согласно этому постановлению предполагалось перевода на украинский язык преподавания учебных заведений, а в неукраинских школах украинский язык становились обязательными м предметом Постановление было одобрительно встречено украинской интеллигенцией, стремление которой на культурной ниве теперь совпадали с официальной политикойною політикою.

В развитие упомянутого постановления речь шла также о подготовке украинских национальных кадров, учета национального состава республики при формировании кадрового корпуса, организация национальной прессы книгоиздательства, содействие украинскому искусств.

После избрания секретарем ЦК КП (б) У Л Кагановича украинизация ускоряется (под влиянием административного давления) В июле 1925 года принято постановление СНК УССР \"О практических мерах по украинизации советов советского аппарата \"Согласно постановлению проводилась аттестация чиновников на знание ими украинского языка, те, что игнорировали украинизацию, освобождались от должностей Такие меры вызвали сопротивление в квалифицированных анои интелигенциї інтелігенції.

Украинизация, которая проходила под партийным контролем, становилась частью общего процесса развития украинской культуры Благодаря украинизации впервые после столетий колониального существования украинского шаров ьтура получила государственную поддержку Но процесс украинизации нес отпечаток, присущий послереволюционной эпохе политизации и идеализации культурной сферы Партийное руководство и государственные органы пост ийно вмешивались в развитие культурной сферери.

Положительных явлений в 20-х - начале 30-х гг все же было немало

Важным было то, что в Украине взялись за ликвидацию неграмотности, поскольку подавляющее большинство населения Украины не умела читать и писать В 1920 г была создана Чрезвычайная комиссия по борьбе с не еписьменнистю, а в мае 1921 Совнарком Украины принял постановление \"О борьбе с неграмотностью\", согласно которой все население республики в возрасте от шести до пятидесяти лет должно было учиться чита ты писатати й писати.

Специальным постановлением ВУЦИК и СНК УССР (1929) овладения грамотой провозглашалось обязанностью гражданина перед государством В Украине был открыт доступ к образованию детям всех сословий, школа освобождалась в от церковного влияния, образование добывалась родном языке После 1917 г создается школа на основе бесплатной обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола возраст ом до 17 лет с родным языком преподаванияння.

С 1924 г в Украине начальное образование стало обязательным, а в 1932-1933 гг был взят курс на обязательную семилетнюю образование Государство пыталось охватить обучением всех детей школьного возраста, хотя в 1932-193 33 гг количество детей 8-10 лет, не охваченных обучением, составляла 2% Для обеспечения школ учителями были увеличены сеть пединститутов и техникумов (в 1926 г в Украине было 12 пединститутов; в 1932-46) Создавалась система заочного образований освіти.

Развивалась профессионально-техническое среднее специальное и высшее школа Для подготовки кадров были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ)

После 1917 г. были отменены имущественные, сословные, национальные и другие ограничения, существовавшие ранее От молодежи крестьянского и рабочего происхождения при поступлении в вуз не требовался документ о среднем осв виту Фактически после отмены дореволюционных льгот и привилегий вводились новые, снижало уровень профессиональной подготовки С 1921 г в высших учебных заведениях были созданы рабочие факультет и для подготовки к поступлению в вуз рабочей и крестьянской молодежи Ощущалась острая необходимость в квалифицированных преподавательских кадрах, поскольку от услуг преподавателей, работавших до революции, отказались Д ля подготовки вузовских преподавателей были созданы институты красной профессуры, а в Харькове - Коммунистический университет им Артем. Артема.

В середине 30-х г украинская школа постепенно теряет свое национальное лицо, потому что в 1932-34 гг введен общесоюзную систему народного образования с унифицированным программам и учебником

В 20-х г активизируется научная деятельность Главным научным центром республики была Всеукраинская академия наук (ВУАН), основана в 1918 г Академия объединяла около 40 научно-исследовательских учреждений, в которых работали 37 членов ВУАН Академия я работала не в Харькове, тогдашней столице, а в Киеве, что давало возможность некоторое время избегать политизации К 1921 г ВУАН возглавлял В Вернадский, в 1922-1928 гг - выдающийся естествоиспытатель В Липский, а в 1928-1930 гг - академик Д Заболотныйаболотний.

В Академии развернулась работа над словарем украинского языка, впоследствии было образовано институт украинского языка для разработки терминологии в различных областях науки

В области исторической науки работали известные уже ученые Д И Яворницкий, А Ю Крымский, Д И Багалей, с 1924 г вернулся из эмиграции М С Грушевский, перу которого принадлежит более тысячи научных работ

Значительных успехов украинские ученые достигли в области физики и математики Д О Граве, М М Крылов и М М Боголюбов заложили основы нелинейной механики Разработками по теории физики занимался харьковский Укра ских физико-технический институт, в котором некоторое время работал И В Курчатов В 1932 г здесь впервые в СССР было искусственно расщепленное ядро ??атоме ядро атома.

Талантливый изобретатель Ю В Кондратюк проводил исследования по теории космических полетов В 1929 г по инициативе Е А Патона был основан электросварочную лабораторию, в 1932 г реорганизованную в Институте здесь электросварки ВУАН Впервые в мировой практике автоматическая сварка металла применили на строительстве Днепрогэса и МагниткиМагнітки.

В сфере здравоохранения работали Д К Заболотный, М Ф Гамалия, Ф Г Яновский, М Д Стражеско, В Я Данилевсь-кий, П М Буйко, ФИО Баранник, В П Комисаренко

Специалисты по генетике и селекции растений и животных А О Сапегин, В Я Юрьев, М Г Холодный выводили новые сорта пшеницы, ячменя, кукурузы, овса, внедряли в сельское хозяйство научно обоснованные си ивозминозміни.

Успехи украинских ученых были бы значительнее, если бы не репрессии, которым они подвергаются с начала 30-х годов После прекращения украинизации в декабре 1932 года почти все языковедческие труда (в том числе букв ис 1928 г) в Украине были признаны \"националистическими\" и изъяты из научного обиходаового вжитку.

20-е годы отмечались оживлением национального религиозной жизни На пути его, однако, постоянно возникали политические препятствия Предпосылкой деятельности религиозных организаций стал декрет правительства советско й Украине \"Об отделении церкви от государства и школы от церкви\" (1919 г) Государство официально предоставляла равные возможности для деятельности различных религиозных направлений Пользуясь этим, сторонники независимый жности православной церкви от русской на Всеукраинском церковном соборе в Киеве (октябрь, 1921) провозгласили создание Украинской автокефальной (самоуправляемой) православной церкви УАПЦ (первым еп ископом стал В июле-ский) Большинство верующих в УАПЦ приводило желание слушать службу Божию и молиться на родном языке Во 2-й половине 20-х годов начинаются репрессии в отношении руководства этой церкви, щ в были объявлены \"петлюровцами в рясахot;петлюрівцями в рясах".

В 20-х - начале 30-х гг активно развивается литература

В развитии искусства этой эпохи сочетались традиции дооктябрьского времени и опыт молодых культурных сил, призванных к жизни революцией О бурное развитие литературы этой эпохи свидетельствует образование р разнообразных творческих группировок (\"Плуг\", \"Гарт\", \"Звено\", ВАПЛИТЕ, \"Молодняк\", \"Аспанфут\", \"Новая генерация\" и др.) В настоящее время молодые украинские писатели часто отказываются от традиций классической ли тературы и ориентируются на литературную жизнь Западной Европітератури та орієнтуються на літературне життя Західної Європи.

В литературе 20-х гг сформировалась яркая революционно-романтическая течение (П Тычина, В Сосюра, В Чумак, В Эллан) Во второй половине 20-х гг заметное место занимала ВУСПП (1927 - 1932) - союз, который ставил с целью объединить всех художников слова, которые стремились к созданию единой интернациональной пролетарской литературы Руководители ВУСПП выдвинули лозунг \"союзник или враг\", проявляли нетерпимость к тем пис ьменникив, которые не принадлежали к организации (Остап Вишня, М Кулиш, Ю Смолич, О Копыленко, Есть Плужник, Ю Яновский Плужник, Ю. Яновський).

Группа киевских неоклассиков (М Зеров, М Драй-Хмара, П Филипович, М Рыльский стремились усвоить опыт классической мировой литературы Многие художники тяготели к разным проявлениям модернизма

Существовали литературные группировки, которые тяготели к модернизму в разных его проявлениях: \"Аспанфут\", \"Авангард\", \"Звено\", \"Марс\" В 20-х годах еще была определенная возможность развиваться направлениям, начатым еще н начале XX в Символизм, характерный для произведений молодого П Тычины, продолжал развиваться Его представители сгруппировались вокруг журнала \"Музагет\" (Д Загул, О Слисаренко, В Кобылянский и др.) Сим волизм - непродолжительный период в истории нашей литературы, потому что его представители уходили к другим течений - футуризма, революционно-романтического направлениео інших течій - футуризму, революційно-романтичного напряму.

Возникнув в начале века в Италии, футуризм распространился в Украине (союз \"Аспанфут\") Представителем этого направления был М Семенко, который искал новые словесные формы для выражения динамики жизни, изменений что происходили очень бурно (\"Весна\", \"Степь\") Группа \"Авангард\" тяготела к конструктивизмot;Авангард" тяжіла до конструктивізму.

В первое десятилетие после революции особенно бурно развивается поэзия значительные фигуры среди поэтов: В Чумак (1900 - 1919), В Эллан (1894-1925), П Тычина (1891-1967), В Сосюра (1898-1965), М Рил льський (1895-1964), поэта-неоклассикаласики.

Единая сборник В Чумака \"Запев\", в которой он воспевает революцию, вышла после смерти автора

В Эллан-Голубой - один из зачинателей украинской советской поэзии Редактор журналов \"Пути искусства\", \"Красный перец\" Его первая поэтическая книга - \"Удары молота и сердца\" - изобразила грандиозный размах революционного развития и первые шаги строительства социалистического обществицтва соціалістичного суспільства.

Одним из ярких поэтов того времени был П Тычина Его ранние сборники - \"Солнечные кларнеты\", \"Плуг\", \"Ветер с Украины\" - лучшее в его творчестве, здесь увековечено освободительную борьбу украинского р родьну боротьбу українського народу.

В Сосюру называют тонким лириком украинской поэзии Он автор десятков поэм, нескольких десятков сборников стихов, автобиографического романа \"Третья рота\"

Евгений Плужник (1898-1938) - выдающийся поэт и прозаик, автор сборников \"Дни\" (1926) и «Ранняя осень» (1927), романа \"Болезнь\"

Творчество М Бажана (1904-1983), что сначала тяготел к футуризму, характеризуется философской глубиной, эпичностью, гражданским пафосом (\"Руро-марш\", \"Противогаз\", \"Здания\")

Долгое время широкой общественности неизвестны были произведения западно поэта и прозаика Б Лепкого (1872-1941) Он автор цикла романов о И Мазепу, известной во всем мире песни \"Слышишь, брат мой\"

Известными поэтами в Западной Украине в 20-х гг были Б И Анто-нич (\"Приветствие жизни\"), О Ольжич, Есть Городинский (\"Краски и линии\") и другие Некоторые западноукраинские писатели (Я Галан, П Козланюк, Есть дор, О Гаврилюк) с симпатией относились к событиям, которые происходили в Советской Украине и ориентировались на писателей революционно-романтического направлениеволюційно-романтичного напряму.

В 20-х гг активизировалось развитие прозы В больших эпических произведениях писатели-реалисты пытались осмыслить и обобщить события, происходившие изменения в общественно-политической жизни народа и его быту и (Ю Яновский (\"Мастер корабля\"), П Панч (\"Голубые эшелоны»), и Ле (\"Роман ущелья\"), А Головко (\"Бурьян\"жгір'я"), А. Головко ("Бур'ян").

Среди блестящей плеяды украинских писателей начала XX века - В Винниченко (1880-1951) Он - один из наивыс-датниших деятелей украинского национально-государственного возрождения (рассказ \"Красота и с сила \",\" Малоросс-европеец \",\" Федько - оборванец \",\" Голота \",\" Зина \",\" Комедия с Костей \"; романы\" Солнечная машина \",\" Завещание родителей \",\" Записки Курносого Мефистофеля \",\" Честность , \"Ступени жизни\", \"Дисгармония\"патого Мефістофеля", "Чесність з собою"; драми "Пророк", "Щаблі життя", " Дисгармонія").

Для произведений Григория Косынки (1899-1934) - одного из основателей украинской прозы - характерная импрессионистическая лаконичность и реалистичная емкость авторского письма, лиричность, психологизм (сборники н новелл и рассказов \"На золотых богов\", \"Мать\", \"В ржи\", \"Политика\"uot;В житах", "Політика").

За высокое писательское мастерство против \"масовизму\" выступили члены ВАПЛИТЕ (организация, возникшая в Харькове в конце 1925 г) В нее вошли бывшие члены \"Гарта\", некоторые \"Плуга\" и \"Октября\" Орган тельств возглавляли М Волновой, М Яловой, О Досвитний, впоследствии М Кулиш и Г ЭпиЯловий, О. Досвітній, згодом М. Куліш і Г. Епік.

20-е годы - это время острых дискуссий о путях и принципы построения социалистической Украины и ее культуры, время, когда, казалось, реализуются прекрасные чаяния народа, и время личных трагедий наиболее талантливых представителей творческой интеллигенции, которая под давлением сталинского диктата, разочаровалась в идеалах социализма и искала возможности выхода Украины на пути демократического развития.

В контексте дискуссий, которые велись вокруг проблем построения национальной культуры, наибольший интерес составлял творчество М Хвылевого (1893-1933) В циклах памфлетов \"Камо гряду\" и \"Мысли против т течения \", статье\" Украина или Малороссия \"он сформулировал культурологическую концепцию, считая, что наша культура должна ориентироваться на западноевропейскую, а не на русские традиции с их новыми социальными ими и духовными веяниями, новым искусством, новыми стилями, творческими методами, различными течениями, группировкойманітними течіями, угрупованнями.

Литературная дискуссия в Украине 1925-1928 гг, основана произведениями М Хвылевого, положила начало политическим преследованием в среде украинских писателей Сочинения и идеи Хвылевого назвали националистическими и преступными

Полемические высказывания и мысли М Хвылевого о путях развития украинской литературы получили название \"идеологии хвылевизма\", которая характеризовалась как проявление влияния украинской буржуазной культуры на прол летарську М Волновой покончил с собой (1933 г), а впоследствии писатели были поставлены под строгий партийный контроль, ВАПЛИТЕ - литературная организация, которой руководил М Волновой - распущенныевий - розпущена.

Литературно-художественные группировки существовали в Украине до 1932 года, когда в апреле вышло постановление ЦК ВКП (б) \"О перестройке литературно-художественных организаций\" В постановлении было сказано, что рамки существующие их литературно-художественных организаций стали уже узкими и тормозили развитие художественного творчества А потому было принято всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремятся принимать учас во в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией при нецією при ній.

В 1934 г состоялся 1-й Всесоюзный съезд писателей, на котором был образован единую Союз писателей СССР тех пор началось постоянное административное вмешательство в творческий процесс, репрессии и преследования ления деятелей культурри.

Значительную роль в развитии украинской культуры играло театральное искусство Продолжали работать корифеи сцены - М Старицкий и П Саксаганский, создавались профессиональные и любительские театры

Настоящим реформатором театра был Л Курбас, основавший \"Березиль\" - экспериментальный театр, целью которого было формирование основ нового сценического искусства Тесно сотрудничая с драматургом М Кулишом Л Курбас стремился к обновлению театрального искусства, выступал против развлекательности и штампа на сцене Находился под влиянием конструктивизма и экспрессионизма В разное время в \"Березоли\" выступали Д Ант онович, А Бучма, Л Гаккебуш, М Крушельницкий, Д Милютенко, В Скляренко, Н Ужвий Л Курбас проводил экспериментальную и учебную работу в театрнтальну і навчальну роботу в театрі.

Сутки бурного развития переживала в 20-е р украинская музыка В области музыкального искусства в Украине развивалась обработка народных песен В этом направлении плодотворно работали М Леонтий-вич, Я Степной, К Стеценко Композиторы и педагоги Б Лято-Шинский, Л Ревуцкий, М Вериковский, В Косенко, С Л Людке-вич обогатили украинскую музыку инструментальными, симфоническими, оперными произведениямми творами.

Широкий размах приобрела концертная деятельность В 1920 г было создано хоровую капеллу \"Думка\", что за короткое время стала одним из лучших хоров страны \"Мнение\" активно пропагандировала украинскую музыку не только в республике, но и за рубежом В 1925-26рр созданы театры оперы и балета в Харькове, Киеве и Одессе, а в 1928-29рр еще четыре передвижных оперно-балетных коллективы В 1923 г в Харькове создан первый Гос авний симфонический оркестержавний симфонічний оркестр.

Новый вид искусства - кино - быстро распространилось и приобрело популярность в Украине Первые шаги кинематографа в Украине связаны с именами механика И А Тимченко и физика М А Любимова, которые еще в 1893 г создали аппарат для воспр ния на экране непрерывного движения людей и предметедметів.

В 1896 г фотограф А К Федецкий снимал и демонстрировал документальное кино С 1907 г в Украине началось регулярное производство кинофильмов (Киев, Одесса, Харьков, Екатеринослав), в которых снимались известные а актеры В первые годы советской власти снимались документальные, агитационные и хроникальные фильмы (\"Все для фронта\", \"Мы победим\", \"Красный командир\", \"Мир хижинам - война дворцам\"", "Мир хатам - війна палацам").

С 1922 г началось производство художественных фильмов, большинство из которых раскрывали события гражданской войны В настоящее время продолжают работать кинорежиссеры П Чардынин, В Гардин, и Кавалера-дзе В конце 20-х - н в начале 30-х гг были экранизированы произведения классиков украинской литературы: \"Николай Джеря\" (1927), \"Борислав смеется\" (1927), \"Фата моргана\" (1931927), "Фата моргана" (1931).

В 20-30-х г развивалось документальное и научно-популярное кино На Киевской кинофабрике режиссер Дзига Вертов (Кауфман Денис Аркадьевич, 1896-1954) поставил ряд документальных фильмов: \"Одиннадцатый\" ( (1928), \"Человек с киноаппаратом\" (1929), оказавших значительное влияние на развитие украинской кинопублицистики В конце 20-х годах была проведена реконструкция Одесской кинофабрики, завершилось строительство Киевской кинофабрики (с 1939 г-Киевская киностудия), которая стала центром украинской кинематографераїнської кінематографії.

В 1927 г в Харькове была создана мультипликационная мастерская

Значительную роль в становлении украинского киноискусства сыграл О Довженко (1894-1956), который с 1926 г работал режиссером на Одесской киностудии, снимая фильмы по собственным сценариям (\"Сумка дипкурьера а \",\" Звенигора \",\" Щорс \",\" Арсенал \",\" Земля \"и другие) Новаторским и определяющим в творчестве О Довженко стал фильм\" Звенигора \"(1928) Впервые в истории киноискусства к фильму было введено эпическую, фило философский и лирическую стихии, с этим фильмом связан новый этап в развитии украинского кинематографа - поэтическое кино Шедевром мирового кино стал фильм О Довженко \"Земля\" (1930), в котором режиссер нарушь уе важные общечеловеческие проблемы: жизнь и смерть, человек и земля, новое и старое, любви, воспевает землю и труд на земле В 1958 г. этот фильм был признан одним из 12 лучших фильмов мирпрацю на землі. У 1958 р. цей фільм було визнано одним з 12 кращих фільмів світу.

украинских архитектура начале XX в представлена ??несколькими течениями, которые развивались в русле модерна Многие архитекторов, проектируя сооружения различного назначения (здания медицинских и образовательных учреждений, жилые дома т т.п.), обращались к традициям народной деревянной архитектуры, пытаясь соединить их с современными строительными тенденциями Характерными для таких сооружений были четырехскатной крыши или крыши с заломами, т рапециевидни или криволинейные проемы, ризалита, декоративные украшения фасадов в виде вставок из керамики или майолики, использование настенной живописи в интерьерарах.

Одним из лучших образцов украинского модерна является сооружение Полтавского земства (1903-1908 гг, арх В Кричевский), интерьеры которой украшены настенной живописью С Васильковского и М Самокиша на темы из у украинской истории Черты украинского национального зодчества В Кричевский пытается осовременить, проектируя музей Т Шевченко в Каневе (в соавторстве с П Костей, 1934-1937 гг-1937 рр.).

Типичным для украинского модерна первых десятилетий XX в было обращение к традициям украинского барокко XVII-XVIII вв На этом сочетании барокко и модернизма было \"достигнуто определенное органистичности си интезу форм и усиленного звучания художественного образа \"Искусно осучаснювалы черты барокко украинские архитекторы Д Дяченко (корпуса аграрного университета в г. Киеве, больница в Лубнах) С Тимошенко (жил ловле дома в Харькове), И Якубович (помещения школ в Черниговеня шкіл у Чернігові).

В начале XX века архитекторы вновь обращаются к классицистических традиций XIX в, сочетая возможности современных строительных технологий с ордерной форме и другими особенностями классицизма В стиле не еокласицизму возведено сооружение Педагогического музея в Киеве (1909-1911 гг, арх П Алешин), украшенную рельефным фризом; жилой дом в Музейном переулке в Киеве (1909 г, арх В Рыков); дом товарис тва \"Саламандра\" в Харькове (1914-1915 гг, арх М Веревкин и др.х. М. Верьовкін та ін.).

целом украинский модерн начала XX в осучаснював лучшие традиции национальной архитектуры

В 20-х г XX в перед архитекторами стояла задача создания проектов сооружений различного назначения: промышленных, торговых, транспортных предприятий, культурно-образовательных, жилищных, администратором ивних сооружений соответственно общественных запросов Разнообразные творческие организации в области архитектуры - \"Общество современных архитекторов Украины\" (ТСАУ), Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА) по-разному отчет пути развития современного строительного искусства Значительная часть художников ориентировалась на западноевропейскую архитектуру, искала новые формы художественной выразительности, в конце концов, привело к по распространения конструктивизма Этому стилю присущи рациональные конструктивные и планировочные решения с использованием новейших для того времени строительных материалов: гладкие стены, широкие полосы окон, изменение н ижних этажей открытыми опорами, плоские крышими, плоскі дахи.

Особенно ярко новый стиль проявился в застройке Харькова, который до 1934 года был столицей Украины В центре города был создан комплекс административных сооружений: здание Госпрома (1925-1929 гг, арх С С Серафимов, М Фельгер, С Кравец), сооружение проектных организаций (1930-1933 гг, арх С Серафимов и др.), дом кооперации (1933-1935 гг, арх О Дмитриев и др.итрієв та ін.).

Постановление ЦК ВКП (б) \"О перестройке литературно-художественных организаций\" (1932) не способствовала развитию различных течений в архитектуре Союз архитекторов Украины, созданная в 1933 г, ориентировалась на есть единый творческий метод - социалистический реализм, основой для которого стала классицистическая архитектура В 30-х годах создаются генеральные планы застройки крупнейших городов Украины, в которых было предусмотрено ств орення промышленных зон, жилых кварталов с необходимой инфраструктурой, зон отдыха, административных центров Большое внимание уделялось созданию типовых проектов, внедрению индустриальных методом дев в строительстве, удешевляло застройку, но делало ее однообразной, безликотною, безликою.

Административные здания, возведенные в 30-х гг в Киеве, отмечались подражанием классицистических форм, помпезностью, чрезмерным Монументализм (здание Кабинета Министров Украины, 1936 - 1938, арх И Фомин, П Абросимов и сооружение Верховной Рады Украины, 1936-1939, арх В Заболотный) К сожалению, в это время было сделано ряд непоправимых ошибок в области градостроительства Было уничтожено немало культовых сооружений, в т.ч. ом числе и Михайловский Златоверхий монастырь, на месте которого планировалось создать Правительственную площадь с комплексом административных зданий (построено лишь одну по проекту арх И ЛангбардаЛангбарда).

В довоенный период вводилась комплексная застройка, создавались многоэтажные жилые дома, сооружения социального назначения (детские сады, школы, санатории, больницы, кинотеатры, театры)

Изобразительное искусство 20-начале 30-х гг отмечалось наличием большого количества направлений, школ и группировок В это время создаются художественные группировки: Ассоциация революционного искусства (АРМУ), Общество художник ков имени К Костанди в Одессе, Ассоциация художников Красной Украины (АХЧУ), Объединение современных художников Украины Работают такие выдающиеся мастера, как МБурачек, ИИжакевич, ФКричевський, МСамокиш, г светло- кий, КТрохименко, ОШовкуненко, МБойчук, ИПадалка, В Се-дляр, ПВолокидин, ИТруш, ОНовакивський тощНоваківський тощо.

Традиции книжной графики заложил ГНарбут Многие художников в 20-е годы работали в жанре сценографии, оформляя театральные спектакли (ОХвостенко-Хвостов, ОЕкстер, АПетрицький) Преимущественно монументальным м живописью занимался МБойчук, профессор Киевского художественного института, и его ученики: ИПадалка, ВСедляр, ОПавленко, которые в своем творчестве старались избегать лишних деталей, объединяющие национальные трад иции с художественным языком авангарда Плодотворно работают живописцы ФКрасицький, И Ижакевич, ОНовакивський тощваківський тощо.

В настоящее время развивается скульптура Были созданы памятники ТШевченку в Москве (1918, СВолнухин), Петрограде (1918, ЯТильберг), Ромнах (ИКавалеридзе), Одессе, Екатеринославе, Чернигове Величественный монумент поэту-гуманисту и философу ГСковороди в 1922 г возведен в Лохвице на Полтавщине (ИКавалеридзе) Начинает творческую деятельность ОАрхипенко (1887-1964), который уехал за границу, где стал одним из самых заметных х фигур в искусстве авангарда (\"Женщина, причесывается\"), \"Фигура\", \"ступая женщина\") К сожалению, скульптура советского времени имела выразительные политически агитационные черты, что сказывалось на художественном ровной и произведении що позначалося на художньому рівні творів.

Так, в 20-е годы XX ст благодаря политике украинизации, толчок которой дала еще национально-освободительная борьба предшествующего времени, культура в Украине сделала важный шаг на пути преодоления провинциальности т и комплекса \"малороссийства\"; органично включалась в мировой художественный процесс, творила значительные художественные ценности Но новая культура, которая опиралась на коммунистические идеалы, отрицала другие духовные циннос те, и это приводило к трагическим явлением в культурной жизнитурному житті.

В 30-х гг после постановления ЦК ВКП (б) \"О перестройке литературно-художественных организаций\" (1932) художественные объединения были распущены, а взамен созданы организации художников, которые поддерживали идейно-полит тическую платформу Компартииу Компартії.

В 20-х гг была сформирована самобытная художественная культура, которая почти полностью была уничтожена в 30-е годы \"Созданный в 20-х годах после революционных социальных и национальных катаклизмов Возрождения ук ькои культуры стало расстрелянным возрождением и к концу 30-х годов жанрово-стилевое, формальная разнообразие предыдущего десятилетия была сведена к единой соцреалистической \"ноты\", навзагал Вимал овувалася мрачная картина идеологического диктата, схематизма, коньюктурности, когда даже единичные яркие личности выступали бледными тенями самих себя \"нями самих себе" .

30-е годы стали сложным временем испытаний для украинского народа В настоящее время в Советском Союзе было установлено сталинский тоталитарный режим Процесс возрождения украинской культуры, развернувшегося в 20-х гг, к сожалению, был очень рано прерванааний.

Под угрозой репрессий в разное время некоторые художники и ученые уезжают за границу (ООлесь, ВВинниченко, ЕМаланюк, ЮКлен, ОТелига, ООльжич, ОКошиць, ДАнтонович, ДЧижевський и др.) и своей деятельностью способствую ют усилению интереса мировой общественности к украинской культурї культури.

19 История украинской литературы XX века В 2 кн Кн 1: 1910-1930-е годы: Учеб пособие / Под ред В Г Дончика - К: Лыбидь, 1993 - 784 с

тридцатых годов - это время массовых репрессий в среде интеллигенции Во всех сфабрикованных делах судили не каких-то преступников и контрреволюционеров, а интеллектуальную, творчески активную часть украинского народа в В обществе сформировался духовно-идеологический монополизм, все области культуры подвергались идеологическое давление В правление Сталина происходила де-интеллектуализация и дегуманизация общества, потому жертвами репрессий становилась духовная элита страны - ученые, вузовские преподаватели и студенты, художники (СЕфремов, МСтарицька-Черняховская, МЗеров, МКулиш, ЛКурбас, МИрчан, Остап Вишня, 3Тулуб, БАнтоненко-Давид ович, ИКулик, и Мики-Тенко, ВПидмогильний, ЕПлужник, ВПолищук, ОСлисаренко, МБойчук, ЮМихайлив, ИПадалка, ВСедляр и другиелка, В.Седляр та інші).

преследованиям священнослужители В 30-х гг укоренилась мысль о враждебности религии Считалось, что она отомрет по мере исчезновения классовых различий и классового общества, что ее породило Св вященникив и монахов выселяли, лишали гражданских прав, а культовые сооружения разрушались или передавались на хозяйственные нужды В период борьбы с религией и церковью было потеряно большое коли во культурных памятников: икон, старинных книг, вещей церковного обихода, среди них Михайловский Златоверхий собор (XII в), церковь Богородицы Пирогощи (XII в) и другие сооруженийспоруди.

беспощадной преследований в Украине получили Русская православная и греко-католическая церкви, а приходы УАПЦ были ликвидированы и подчиненные московскому патриархату Всего в 30-х гг в Украине была пр рипинена деятельность около 80 процентов церков.

В 30-х гг были запрещены произведения значительного количества дореволюционных ученых и художников демократического направления, а также произведения репрессированных писателей (МДрагоманова, БГринченка, М Костомарова, ММаксимовича а ПКулиша, ВВинниченка, М Грушевского, МКулиша, МЗерова, ГКосинкы, МИрчана, Л Старицкой - Черняховской и другихкої та інших).

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы