Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
ЛитРес
 
Главная arrow Культурология arrow История украинской культуры - Павлова ОЮ
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

24 Специфика этнокультурных ценностей

Каждая сфера культурной деятельности человека имеет присущий ей ценностное измерение: так, ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, религии, науки, искусства довольно автономно мни Но существует и более высокий уровень ценностей, во многом определяющий для всех названы: это смысложизненные или екзис-потенциальных ценности Именно осознание конечности собственного \"земного\" жизни (даже при вере в бессмертие души) и заставляет человека задуматься о том, в чем смысл ее существования Именно смысложизненные ценности и направляют ход л человеческого бытия, придают ему цели, помогают выработать нормы и идеалми й ідеали.

Но с какой резервуара человек черпает эти определяющие своей жизни? и \"выбирают\" идеалы и смысл, является наиболее значимой частью сознания определенного этносного етносу.

Во все времена отдельный человек так или иначе связывала свое бытие и его смысл с историей и существованием народа, к которому она принадлежала Более того, она искала смысл своего существования и жизненного назначен ния прежде всего в культуре своего народа Поэтому мы можем включить этнические ценности в разряд экзистенциальногоих.

Этнические ценности - это совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном итоге, для предназначен ния человека вообще То, что мы называем \"общечеловеческими идеалами\" сначала возникает только в сознании наиболее выдающихся представителей отдельных национальных культур, и то, в основном, начиная с эпох и Ренессанса, постепенно распространяется в среде гуманитарной и научной интеллигенции и лишь со второй половины 20 в проникает в массовое сознание Даже сейчас на массовом уровне общечеловеческие ценности существуют в виде ценностей этнонациональныхонаціональних.

По результатам американских исследований, приведенные в книге МС Кагана \"Философская теория ценностей\", получается, что ценности народов и даже целых регионов время почти полностью отличаются Так, напри иклад, ценность таких явлений, как \"первенство\" или \"равенство женщин\", играет очень важную роль в западных культурах, на Востоке считается несущественной, а то и вредной А \"святость пахотной земли\", \"скромнис ть \",\" уважение к старшим \"и\" гостеприимство \"- первостепенные ценности восточных народов - малозначимые на Западе Нового время - першорядні цінності східних народів - малозначимі на Заході Нового часу.

В чем же причина таких разительных расхождений? осел некоторые ценностные ориентации, установки, традиции будто \"затушевываются\", отходят на задний план, а другие, наоборот, становятся особенно важными в судьбе народа: приобретают значение своеобразной визитки что маркирует его культурное своеобразие К подобным этнических ценностей относят некоторые черты национального характера, обычаи и особенности этикета, элементы повседневной мировоззрения, черты народной культ Ури, мифологии, национальные модификации религии и т.п. Как правило, эти ценности зарождаются еще на первых этапах этнической истории С появлением наций и национальных государств добавляются и другие ценности, связанные с символикой государственности, с системой власти, права и политики, с фактами исторической памяти и т.д. Если первый тип ценностей усваивается, в основном, в среде непосредственного окружения, то есть в си мьи, в кругу родственников и друзей, то второй - с помощью идеологии и пропаганды, учебных и социальных институтов Но они не смогли бы удержаться в обществе сколько-нибудь продолжительное время, если бы не спи ралися на этнические ценности как на базыості як на базис.

Подчеркивание народами своих ценностных установок по сравнению даже в оппозиции по отношению к ценностям других народов сейчас, на пути к единого человечества, может показаться странным, но в реальности имеет весомые п основания Ведь наша цивилизация становится все более унифицированной и стандартизированной, толкая народы не столько к единству, сколько к единообразию, что не может не вызывать \"комплементарного\" протеста этнос исту етносів.

Полноценное их бытие в едином человечестве возможно только в условиях диалога равноправных народов, различающихся в ценностном отношении Настоящее взаимопонимание возникнет только тогда, когда мы научимся делать по оправки на этническую и национальную систему представлений и ценностей, когда осознаем, что представитель другого народа может и должен видеть мир иначе, чем мы, и примем в свою культуру и жизнь духовные дост ения других народов Отсюда толерантность становится регулятивом взаимоотношений между представителями различных культур, в том числе между различными этнокультурыми.

Толерантность можно определить как отказ человека от абсолютизации влиснои истины или ценностной ориентации, положительное отношение к другим и даже чужих культурных миров Она является основой и залогом м мирного сосуществования людей в поликультурном мире, что подчеркивает ее значение не только как правовой нормы, но и как основы для диалога культар.

Центральное положение проблемы толерантности в исследовании системы этнокультурных ценностей объясняется во многом теми представлениями о базовых критерии организации этноса, уровня его взаимосвязи с традиционной иерархией ценностей Такой подход фиксирует специфику этнических отношений, которая выражается в идеале некон-фликтности социального взаимодействия в \"граде земном\" (Августин Блаженный) Толерантность как ценностный норматив предполагает, по мнению современного исследователя С Хантингтона, признания легитимности компромисса, а также терпимость к разногласий и противоречий, которые существуют в отношениях между социальными мы и политическими группами Такой рационалистический подход рассматривает толерантность как \"показатель демократичности политической культурыолітичної культури".

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
загрузка...