Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Педагогика - Зайченко ИB
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

193 Методы формирования сознания личности, или методы убеждений

Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания Трудно воспитать, выработать определенное качество, не д добившись четкого понимания значения этого качества Методы этой группы важны для успешного прохождения следующего этапа - формирование чувств, эмоционального переживания, необходимого поведения глубокие чувства я возникают тогда, когда осознанная воспитанниками идея, представлена ??в ярких, волнующих образазах.

Ранее методы этой группы называли методами убеждения, поскольку главная их функция - формирование устойчивых убеждений Не знание, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и сужу ния, сколько моральная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должны формироваться на этапе развития сознанияі.

Ведущую роль в группе методов формирования сознания личности играют словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, диалог, этическая беседа, лекция, диспут и др.) Такие методы как рассказ учителя объяснения, беседа, лекция охарактеризованы в п 113 Ниже охарактеризуем такие методы формирования сознания личности как этическая беседа, диалог, диспут, пример.

Этическая беседа Особые трудности для молодого учителя вызывают индивидуальные беседы, которые часто проводятся в связи с локальными конфликтами, нарушениями дисциплины, когда учитель реагирует или немедленно, или е идкладае беседу Лучше, когда индивидуальные беседы проводятся по ранее определенному плану, по определенной системе Тогда они предупредительный характер, вносят индивидуальные коррективы в общую о грамма воспитательного влияниеиву.

Организация и проведение бесед имеет возрастной аспект В начальных классах беседы следует строить индуктивным путем С возрастом, когда ученики научатся анализа фактов поведения и деятельности, умению оперировать поня яттямы более высокого уровня обобщения, отбор содержания бесед и методика их проведения могут и должны все больше опираться на инициативу воспитанников, учитывать их растущие запросы и оценочные сужденияня.

Этическая беседа - метод и средство воспитания, призвана формировать нравственные понятия, моральные правила и нормы, убеждения учащихся на различных этапах их обучения и воспитания

Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще есть моральные, этические проблемы Цель этической беседы углубление, закрепление нравственных понятий, обобщение и укрепления знаний, формирования систе еми нравственных взглядов и убежденийь.

Этическая беседа - это метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их проблемам Анализируя ситуацию, конкретные поступки, дети лучше выясняют их сущность и значение Метод особо Иво актуален для учащихся V - IX классов, когда наступает интенсивный период формирования \"картины мира\" В практике школьного воспитания встречаются плановые и неплановые этические беседетичні бесіди.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий

Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мыслей Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить ответы на ны их.

1 Не допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов Необходимо дать детям возможность говорить то, что они дума ають, учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зорру.

2 Недопустимо превращать беседу в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы дети самостоятельно усви идомилы сущность обсуждаемого вопроса Успех зависетьить


3 от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют в ней воспитанники свою душу

4 Материал для беседы должен быть близок к эмоциональному опыту воспитанников Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении сложных вопросов или таких, которые связаны с непонятными, посторонними событиями, чувствами Только опираясь на реальный опыт учащихся, беседы на общие темы могут быть успешнымими.

5 В процессе беседы важно выяснить и сравнить все точки зрения Ни мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения

6 Задание руководства этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно осознать и сформулировать правильные выводы Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события, поступки глазами воспитанников, понимать их позицию и чувствтя.

Ошибочно думать, что беседа - спонтанный метод Высокопрофессиональные воспитатели проводят этические беседы не часто и готовятся к ним основательно Этические беседы могут проводиться ориентировочно по такому сценарию: сообщение конкретных фактов; объяснение этих фактов и их анализ при активном участии всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение существенных признаков конкретных морал ных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила, использование учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других люди.

высокого нуждаются индивидуальные этические беседы с нарушителем дисциплины Очень важно, чтобы во время беседы не возник психологический барьер Если ученик неверно понимает ситуацию, необходимо такт товно, не унижая его достоинства, объяснить, что он ошибается В присутствии товарищей беседа должна быть короткой, деловой, спокойной, без иронии или высокомерия Воспитанник лишь тогда видгукнеть ся на призыв воспитателя, когда почувствует, что обсуждаемая проблема действительно волнует его наставника, что он болеет за дело и хочет помочь Если воспитатель сумеет предоставить индивидуальной беседе задушевного характера, то он может рассчитывать на полный успеуспіх.

Диалог - один из основных путей обмена мнениями, универсальная форма информационного взаимодействия педагога с учащимися, способ воздействия на сознание и формирование определенных взглядов, мотивов, чувств

Успешное использование диалога предполагает соблюдение следующих условий:

1) Своевременный выбор роли говорящего и слушающих Это определяется проблемами и ситуациями, которые возникают Если учащийся немедленно что-то хочет сказать первым - пусть говорит и учитель должен внимательно и терпеливо выслушать Уче ень не способен воспринимать слова педагога, когда он \"перегружен\" своими мыслями и чувствами Ему нужно высказаться другой раз, наоборот, у ученика нет желания говорить Тогда говорит учитель на интересную и актуальную тему, излагая свои взгляды, проявляя доверие к тому, кто слушаеттого, хто слухає.

2) Способность (умение) слушать собеседника От того, как педагог слушает своих воспитанников, зависит ход и воспитательная сила диалога С помощью внимания слушающего, разговор может развиваться, невнимание - вызывает раздражение говорящего и разговор может прекратиться Тот, кто слушает, всем своим видом (позой, жестами, глазами, мимикой) проявляет свое отношение к той информации, сообщает собеседник Последнему нужно дать возможно ость высказаться Нельзя перебивать его словам: \"Все ясно, достаточно\" Это неуважение и ее нельзя допускать Когда собеседник перестал говорить, можно поинтересоваться, насколько точно вы поняли его дум кзуміли його думки.

3) Умение предоставлять своим соображениям правильную форму В педагогике имеют место две формы высказываний: \"Я - сообщение\", \"Ты - сообщение\" Первое - путь к взаимопониманию, второе - в обратном направлении

Если педагог говорит: \"Я не доволен тем, как ты выполнил домашнее задание\", то в этом случае он проявляет свою реакцию на поступок собеседника, дает ему возможность объяснить случившееся В этих ум языках воспитательная задача решаться без драмы если педагог скажет: \"Ты - безответственный и лентяй, который по-настоящему не выполнил домашнее задание\", то этот приговор вызовет ответную агрессивную ( недоброжелательную) реакцию ученика Могут начаться дальнейшие взаимные упреки и на этой почве возникнет неприязнь Наброшенный ярлык \"Ты - безответственный\" создает тупиковую ситуацию: психологическая дистанция увеличивается, на более или менее длительное время наступает отчуждение Вообще, никогда в разговорах со школьниками нельзя оценивать их личность негативно, а стоит делать замечания (если оно необходимо) за проезд ийснений сделаюдне) за здійснений вчинок.

В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенности личности Всегда нужно осознавать большую силу слов: \"Ты - хулиган\", \"Твой поступок не заслуживает одобрения\" или: \"Ты - бездельник\" и \"Ты не выполнил в работу \"Оценивать необходимо только конкретные действия, не касаясь личности У каждого есть своя внутренняя правота и внутренняя слепота Да оценивает свои побуждения (мотивы) и дела сам ученик, а пед Агого - призван лишь стимулировать ц, а педагог — покликаний лише стимулювати це.

Диспут - один из методов и одна из форм работы со старшеклассниками, действенное средство нравственного воспитания и развития логического мышления учащихся Этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно в известной закономерности: знания, полученные в процессе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда характеризуются высокой степенью обобщения, устойчивости и гибкости Диспут наиболее соответствует особливос тям старшеклассников, личность которых характеризуется страстным поиском сущности жизни, стремлением ничего не воспринимать на веру, желанием сравнивать факты, чтобы выяснить истинну.

Диспут не требует определенных и законченных решений Он дает возможность учащимся анализировать и обосновывать понятие, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей для участия в диспуте недостаточно в высказать свою точку зрения, необходимо выявить сильные и слабые позиции противоположной суждения, подобрать аргументы, показывающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения Диспут д ае возможность учиться мужества отказаться от ложной точки зрения во имя истиныини.

Важно, чтобы вопросы, предложенные для обсуждения, содержали жизненно значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, побуждали к открытой, откровенной беседы

Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее; к их разработке и составлению необходимо привлекать учащихся Ведущий диспута должен продумать, как вызвать живой обмен мнениями, подвести участников диспута к необходимым обобщений и научных выводов, избежать гнетущих минут вынужденного молчания или этажного решения супер ечливих дискуссионных вопросов В конце диспута ведущий подводит его итоги, отмечает ошибочные взгляды и суждения, были опровергнуты в процессе обсуждения, подробнее останавливается на том, что цинног в и полезного дал диспут его участникакам.

Главное назначение диспута - создать ориентировочную основу для творческих поисков и самостоятельных решений

В диспуте наиболее существенно проявляются моральные взгляды, убеждения, общественные чувства и соответствующее поведение Диспут (от латинского слова спорить, рассуждать) всегда предполагает спор, с иткнення различных, иногда противоположных точек зрения Ценность диспута, как формы воспитания, заключается, прежде всего, в том, что он способствует преодолению шаблонного мышления, привлечению к самостоятельности суждений, сп ивставленню мыслей и поведения с мнением и поведением товарищей, формированию умения логически мыслить и строить свои доказательства и опровергать аргументацию оппонентов, выработке культуры речи и супер чкки.

Успешное проведение диспута в значительной степени зависит от выбора темы Она должна быть актуальной, проблемной и способной вызвать противоположные суждения

После определения темы ее нужно конкретизировать с помощью вопросов, которые четко определяют суть поставленной проблемы и могут с максимальной эффективностью вызвать активное обсуждение участниками д диспута Нечеткость формулировки вопросов может свести на нет все усилия, направленные на подготовку диспуту.

Некоторые учителя считают, что выбора темы и определение вопросов для дискуссии достаточно для того, чтобы проводить диспут Чтобы диспут состоялся, нужна большая подготовительная работа Для его подготовки и проведен ния необходимо создать инициативную группу, которая должна позаботиться о составлении детального плана подготовки, распределения заданий между школьниками, определение ведущего (или ведущих), придание ему помощи и Составление вопросов для диспута и подбор необходимой литературы к ее обсуждению, подготовка помещения, ярких объявлений, специальных выпусков стенгазет, составление интересных (можно с юмором) вопросов a нкеты диспута, распространение ее, сбор и систематизация предложений, ответов, вопросов школьников, регламент диспута - это далеко неполный перечень возможных обязанностей инициативной группы Можно рекомендува ты взять интервью у специалистов, известных людей города (района) за вопросами диспутпуту.

Если старшеклассники не имеют достаточного опыта и знаний о правилах проведения диспута, инициативной группе необходимо подумать о выработке рекомендаций для участников диспута Опытные педагоги рекомендаций ндують содержать памятник такие советы и правила:

1 Прежде, чем дискутировать, подумай, что будешь отстаивать

2 дискутируют честно и искренне, не искажает мыслей и слов товарищей

3 Начиная спорить, ясно и четко высказывай те позиции, которые будешь защищать, доказывать

4 Помни, что точные и неоспоримые факты являются лучшим способом доведения собственной и опровержения противоположной позиции

5 Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента

6 Завершая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы (См. Лисовский ВТ диспуты на морально-этические темы - М, 1988)

Очень важно, чтобы учитель (классный руководитель), инициативная группа и советы участникам диспута помогли школьникам четко представить цель диспута Дискуссия только тогда может достичь цели, если ее участники буду ут четко осознавать, что диспут преследует главную цель - поиск истиныи.

К сожалению, на практике часто встречается, когда школьники готовы спорить ради того, чтобы получить победу над \"противником\" В таком случае дискуссия становится неинтересной для большинства школьников, оски олько спорят между собой двое подростков, стремящихся во что \"побороть противника\", не интересуясь, способствовать это поиска Очень многое зависит от ведущего (их может быть 2 -3: учитель, д обре подготовлен старшеклассник, приглашен специалист по проблеме дискуссии) Руководство диспутом должно способствовать созданию атмосферы свободного выражения своих взглядов, полемичности, такта и поважног в отношение к позиций оппонентовня до позицій опонентів.

Структура диспута (композиция) может быть разной Из многих вариантов рассмотрим два Первый - краткое вступительное слово ведущего с изложением целей, задач и основных вопросов диспута Второе выступление двух д докладчиков с изложением противоположных точек зрения по важнейшим вопросам диспута Затем развивается дискуссииусія.

Руководство полемикой - сложный процесс, который включает в себя много моментов Ведущий должен осмыслить общие мысли оппонентов, умело их подавать, направляя развертывания дискуссии, чувствовать настроение аудитории, уметь создавать атмосферу приглашение к размышлению, свободное высказывание своего мненияи.

Опыт показывает, что сначала школьники ведут диспут, нуждаются в помощи учителя Она нужна не только при его подготовке, но особенно в процессе полемики В этом случае не стоит спешить пр ропонуваты готовое решение, здесь особенно необходима тактичность, яркий и убедительное выступление, доброжелательность и чувство юморру.

При подготовке и проведении диспута важно всесторонне поддерживать самостоятельность школьников, не навязывать им своих суждений Это касается и подведения итогов диспута Опыт показывает, что его могут сделать достаточно опытные ученики (или учитель, классные руководители) Вывод нельзя строить по определенному трафарету Важно, чтобы он был коротким, убедительным, опирался на наиболее удачные и интересные вы ступы и отражал возможные пути практического решения проблем, очерченные в диспутпуті.

Опыт показывает, что воспитательное воздействие диспута на учащихся проявляется уже при подготовке к нему Волнующая тема, конкретизация вопросов для дискуссии, коллективная многогранная деятельность учащихся, ожидания ди испуту и ??сама дискуссия значительно активизируют подростков В полемике они учатся анализа моральных ситуаций, умению отвечать на вопросы, которые их волнуют Человек в споре зачастую является персоной, щ в активно мыслит и действует Все это делает диспут активной формой воспитания Овладение умением организовывать его и другие формы воспитательной деятельности является важным условием профессионального становления учителя, вых ователателя.

Пример - как метод нравственного воспитания дает конкретные образцы для подражания, активно воздействуя на сознание, поведение воспитанника

В нравственном воспитании школа должна опираться на положительные примеры Примеры из жизни и деятельности современных людей, выдающихся деятелей прошлого, исторических, литературных героев в наглядной конкретной форме и раскрывают их моральный облик и тем самым становятся одним из первостепенных факторов формирования нравственных понятий, идеалов учащихся А идеал требует ориентации на образцы деятельности человека, как в зеркало Обзор ься на человека Следуя в своем поведении передовое, прогрессивное, свой идеал, учащиеся приучаются жить и действовать в соответствии с требованиями общественной моралиралі.

Пример в наглядной форме показывает образ для подражания Это и нужно ребенку, потому что она всегда будет кому-то подражать - старшего брата, сильного или умнее товарища, мать, отца и тд Часто она а следует, что, с нашей точки зрения, не достойно для подражания, но заинтересовало и привлекло ее не всегда подражания имеет непосредственный характер, часто оно проявляется в косвенной форме На следования - это деятельность индивида Иногда трудно установить границу, где заканчивается подражание и начинается творчество Творчество часто проявляется в особом, своеобразном подражаниидуванні.

В раннем возрасте, пока ребенок еще не может понять, почему следует поступать так, а не иначе, многие черты поведения она приобретает, подражая взрослым Ученик младшего школьного возраста следует того, кто вопр ет на него сильное впечатление Люди, которые окружают ученика, своими поступками подают ему образцы для подражания, поэтому очень важно, чтобы ребенка окружали положительный пример для подражанияня.

В среднем и старшем школьном возрасте подражание вступает сознательного характера Подражая взрослым - учителя, родителей, старших, ученик опирается на собственные взгляды, суждения, убеждения Для достиже ния цели он уже делает сознательные усилия в этом возрасте наряду с примерами из окружающей жизни нужны примеры из широкого социального опыта, из героического прошлого и настоящего, из литературных и мыс тецьких произведений, из жизни и деятельности известных и выдающихся людидей.

Важное значение для формирования нравственного облика, характера, поведения школьников имеют примеры литературных героев В литературном произведении ученики находят ответы на вопросы, волнующие их х; художественное произведение, вызывает глубокие переживания, эмоции, нередко, становится для них книгой жизни Любимый герой помогает детям вырабатывать в себе должное отношение к окружающей действительности, высокие мора льно-этические и эстетические качеті.

Поведение родителей, их образ жизни, личный пример - чрезвычайно важный фактор воспитания детей Вся организация семейной жизни, каждый момент из жизни родителей, их поведение, отношение к людям, д к работе является для детей наглядным примером поведения Когда родители вежливы, любезны, дисциплинированные, аккуратные, то и ребенок стремится подражать их и наоборот, грубость, дерзость и другие черты по вединкы оставляют нежелательный след и на воспитанникаях.

Школа и семья, организуя жизнь детей, должны учить их на положительных примерах Важным условием является правильная организация среды, где живет и развивается ребенок Задача школы и семьи - не только за ахиститы детей от дурного влияния, дурного примера, но и воспитать такие качества, которые бы давали возможность противостоять плохому, преодолеть негативное влиив.

Учитель имеет решающее влияние на формирование поведения учеников Его личный пример является для учащихся высоким образцом для подражания Естественно, что воспитание учащихся зависит прежде всего от личности учит теленок, от его поведения, мировоззрения, деловых качеств, авторитета, отношение к ученикам Авторитетным является тот учитель, который требователен к себе и к своим ученикам, пользуется доверием, любовью и уважением вы хованцив, может завладеть их сердцем, быть примером в формировании поведения Личный пример учителя, как отметил КД Ушинский, - это животворный солнечный луч для молодой души, который невозможно ничьей м заменитьмінити.

Эффективность воздействия на детей личного примера учителя увеличивается, когда он своей личностью, авторитетом действует на учеников систематически и последовательно, между Его словами и делами нет различия, все учи ители выдвигают к поведению учащихся одинаковые требования Учитель должен сознательно организовать свое поведение и не подавать своими поступками и действиями негативного примера ученикам Сила влияния авторитета учителя у некоторых людей оставляет немеркнущий следует на всю жизньтя.

Таким образом, методы формирования сознания личности особенно значимые среди общих методов воспитания Они решают одну из самых сложных задач воспитания: обогащают ум ребенка необходимыми знаниями, развивают ее индивидуальное сознание.

ПИ Пидкасистый представляет следующие конкретные рекомендации по использованию метода убеждения в практической деятельности учителя:

1 Метод убеждения необходимо систематически использовать в практической работе С его помощью решаются задачи расширения, углубления у школьников мировоззренческих знаний

2 В воспитательной работе следует использовать различные формы убеждения Необходимо пытаться разговаривать со школьниками так, чтобы слова воспитателя глубоко западали в их сознании, а для этого необходимо в систематически совершенствовать искусство беседы и убеждения В слове учителя воспитанник должен чувствовать его искреннюю уверенность, страсть, эрудицию и культуруру.

3 Информация, которая подается ученику, должна быть:

а) научной, т.е. объективно освещать факты;

б) связанной с практикой;

в) убедительной, доступной, яркой по форме изложения

4 Воспитательное воздействие необходимо направлять не только к разуму школьников, но и к их чувствам, которые играют большую роль в усвоении знаний, формировании демократических убеждений

5 школьников нужно учить отстаивать, защищать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие

6 Не нельзя злоупотреблять длительными выступлениями, беседами, докладами; строить их необходимо с учетом возрастных и индивидуальных особенностей своих воспитанников

7 Не следует считать метод убеждения единственным В воспитательной работе Его необходимо сочетать с другими методами

Обладая методом убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных задач воспитания [25,394 - 395]

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы