Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Педагогика высшей школы - Туркот ТI.
  СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

Государственные стандарты образования и их функции

Государственный стандарт образования (ГСО) - это совокупность норм, определяющих содержание высшего образования, объем учебной нагрузки, средства диагностики качества образования и уровня подготовки студентов, а также нормативный срок обучения ГСО вы изначае обязательный минимум содержания учебных программ, объем учебной нагрузки студентов, требования к уровню подготовки выпускников вузов и является основой нормативных документов (учебных планов, уч альных программ и т.п.) ГСО - это совокупность норм, устанавливающих требования к образовательно-квалификационных (образовательных) уровней студентов ВННЗ.

Отраслевые стандарты высшего образования Министерства образования и науки Украины (ГСВО МОНУ) выдаются для каждого образовательного квалификационного уровня подготовки специалистов (бакалавра, специалиста, магистра) для каждого направления подготовки специалистов (например, 0502 \"Менеджмент\"), для каждой квалификации (например, магистр внешнеэкономической деятельности) Отраслевой стандарт образования (ГСВО) имеет три разделари розділи:

1) образовательно-квалификационная характеристика окружающей среды (ОКХ) содержит требования к профессиональным качествам, знаний и умений человека, который получает определенный образовательный уровень (базовую, вуза или полное высшее образование);

2) образовательно-профессиональная программа (ОПП), которой определяется содержание подготовки специалистов определенных образовательно-квалификационных уровней ОПП предусматривает перечень нормативных и выборочных дисциплин, усвоение которых ВВИ ийснюеться согласно структурно логической схемы-научно и методически обоснованной последовательности их изучения;

3) Средства диагностики качества высшего образования В первом разделе фиксируются объемы знаний и умений, которые должны приобрести студент в течение обучения в вузе Во втором разделе определяются учебные дисциплины и кругов лькисть часов на их изучение Ориентировочно 70% - 75% учебного времени отводится на изучение обязательных для всех вузов нормативных дисциплин Каждая из таких дисциплин обеспечивается типовой учебной о Программой Соблюдение названий нормативных учебных дисциплин виновато является обязательным для высших учебных заведений, а объем не может быть меньше объема, установленного стандартами образования Остальные учебного времени (около 25% -30%) отводится на выборочные учебные дисциплины, которые частично рекомендуются для выбора ВУЗа, а частично вводятся им самостоятельнотійно. Рабочие учебные программы для выборочных дисциплин разрабатываются в каждом вузе и утверждаются решением ученых советов В третьем разделе ГСВО содержатся материалы по содержанию государственного экзамена и квалификационной аттестации ийнои работы (дипломной, магистерской) На основе отраслевых стандартов высшего образования в соответствии их разделов в каждом вузе прорабатываются собственные рабочие нормативно-правовые документы Для их разработки привлечет аються специальные рабочие группы, в состав которых входят должностные лица - проректор, методисты и наиболее опытные преподавательачі.

Научно-методическое обеспечение учебного процесса в высшем учебном заведении

Научно-методическое обеспечение учебного процесса предполагает: государственные стандарты образования, учебные планы, учебные программы по всем нормативных и выборочных учебных дисциплин, программы учебной, производственной и других видов практик; учебники и учебные пособия; инструктивно-методические материалы к семинарским, практических и лабораторных занятий, индивидуальные учебно-исследовательские задачи; ко нтрольни работы; текстовые и электронные варианты тестов для текущего и итогового контроля, методические материалы для организации самостоятельной работы студентов, выполнение индивидуальных заданий, курсо вых и дипломных робе.

Учебный план - документ, который определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения и количество часов (кредитов), отводимых на их изучение, график учебного проц процесса, формы и методы текущего и индивидуального контроля учебных достижений студентов Учебный план отражает также объем времени, которое отводится на самостоятельную работу студентув.

Базовый учебный план разрабатывается на основе требований Государственного стандарта подготовки специалистов по специальности на весь период реализации соответствующей образовательно-профессиональной программы и утверждается ке еривником вузов На основе учебного плана разрабатывается рабочий учебный план на текущий учебный год, который утверждается деканом соответствующего факультету.

Для обеспечения качества обучения в высшей школе необходимо обращать особое внимание на систему планирования и организации учебного процесса При этом следует учитывать, что учебный процесс в вузе строится в соответствии с требованиями государственных нормативно-правовых документов, в частности Положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях Планирование и организация учебного процесса осуществляется на основе действующего учебного плана В учебном плане для каждой специальности определено график учебного процесса которым

есть бюджет часов в неделях, такие аспекты учебной деятельности как теоретическое обучение, экзаменационная сессия, практика, государственные экзамены, выполнения дипломных работ, каникулы В учебном плане с по каждой дисциплине четко определяется количество часов, отводимых на лекции, лабораторно-практические и семинарские занятия, сроки выполнения курсовых работ, сдачи зачетов и экзаменовв.

График и план учебного процесса является основой для составления расписания занятий - важного документа, регламентирующего академическая работа студентов и преподавателей.

При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать:

- требования учебного плана;

- анатомо-физиологические и психологические особенности участников учебного процесса;

- возможности учебно-материальной базы вуза;

- возможности аудиторного фонда;

- дидактическую целесообразность отнесения учебных дисциплин в расписании на рабочую неделю и конкретный день.

В русле выполнения Болонских соглашений в украинских вузах происходит переориентация учебных планов по лекционно-информативной на индивидуально-дифференцированную, личностно-ориентированную форму обучения, на усиление роли самостоятельной работы студента В связи с этим целесообразным является практика организации учебно-познавательной деятельности с использованием индивидуальных учебных планов студентев.

Индивидуальный учебный план является рабочим документом студента, который состоит в начале каждого учебного года совместно с куратором Как один из возможных вариантов приводим индивидуальный учебный план студента, который разработан но и апробированы на экономическом факультете Киевского национального университета им Т Шевченкока*.

В учебный план студента включаются нормативный и выборочный компоненты Студенту следует объяснить, что нормативная часть - это обязательный для усвоения содержание специального образования К нормативной учебной них дисциплин относятся гуманитарные, социально-экономические, фундаментальные дисциплины и цикл профессионально-ориентированных дисциплин Сейчас действующими нормативными актами высшим учебным заведениям предоставляется авт ономне право по определению содержания образования, но его уровень не должен быть ниже нормативного Приближение высшего образования в Украине до европейского уровня требует пересмотра соотношения между норм ативнимы и выборочными дисциплинами в сторону увеличения доли последних Так, например, в результате педагогического эксперимента на экономическом факультете Киевского национального университета им Т Шевч НКО пришли к выводу, что в магистратуре соотношение между нормативной и выборочной частью должна составлять 50:50 50:50 .

Важным нормативным документом, определяющим содержание образования в высшей школе есть учебная программа.

Учебная программа - основной научно-теоретический документ, определяющий место и значение учебной дисциплины в реализации образовательно-профессиональной подготовки студента, ее содержание, объем знаний, умений и навыков, которыми должен в обладать специалист, последовательность и организационные формы изучения учебной дисциплины Учебные программы нормативных дисциплин относятся к документам государственного стандарта, разрабатываются и утверждают ся как его составные Учебные программы выборочных дисциплин разрабатываются на 3-5 лет кафедрами высших учебных заведений и утверждаются ученым советом ВННЗ.

Обязательными компонентами учебной программы является пояснительная записка, тематический план, тематический изложение содержания учебной дисциплины, библиографический список В содержании учебных программ должны иметь место следующие аспекты (И Булах, В Пащенко, О Чалый): - формулировка назначения учебной дисциплины в системтемі

подготовки специалиста (определение ведущей функции дисциплины);

- определение образовательной, воспитательной и развивающей цели, которые необходимо реализовать в процессе обучения (с учетом назначения учебной дисциплины и требований квалификационной характеристики);

- определение требований к знаниям и умениям студентов и уровня их сформированности;

- определение состава и структуры дисциплины, разделов (модулей) с учетом ведущей функции предмета;

- планирование лабораторных и практических занятий с учетом их главной дидактической цели - формирование профессиональных и практических навыков;

- изложение содержания учебного материала по каждой учебной темы учитывая принципы дидактики высшей школы;

- определение объема и содержания самостоятельной работы студентов;

- установление межпредметных связей и устранения дублирования учебного материала на основе интеграции и координации содержания отдельных учебных предметов (целесообразно воспользоваться структурно-логической сх хемо конструирования учебного процесса и учебным планом и выбрать методику реализации интеграционных связей)

- определение форм и методов контроля за успешностью обучения;

- список рекомендованной литературы, содержащий основную и дополнительную литературу;

- оформление учебной программы должно соответствовать дидактическим нормативам.

На сенови нормативной учебной программы разрабатывается рабочая учебная программа, которая является нормативным документом высшего учебного заведения и разрабатывается для каждой учебной дисциплины согласно нав учебного плана В рабочей учебной программе отражаются конкретное содержание учебной дисциплины, тематический план, последовательность и организационно-методические формы ее изучения, объем времени на различные вы ди учебной работы по соответствующим модулями, средства и формы текущего и итогового контроля, пакет документов для его осуществления, перечень рекомендованной литературы Для облегчения работы преподавателя ниже предлагаем рекомендации по проектированию модульной учебной программы Отметим, прежде всего, основными принципами построения учебной программы являются следующиені:

- соответствие содержания образования современным достижениям науки, техники и культуры;

- соответствие социальным целям подготовки специалистов;

- преемственность в изучении учебных дисциплин;

- генерализация учебного материала вокруг основных идей и научных теорий;

- разгрузка программ от второстепенного материала;

- обеспечение взаимосвязи науки и практики;

- обеспечение взаимосвязи между учебными дисциплинами, и т.п. При конструировании учебной программы по модульно-кредитнойї

системы обучения следует опираться на вышеприведенные принципы и использовать следующие:

- модульности, сущность которого базируется на основной идее модульного обучения - использование в процессе обучения модулей как основного средства усвоения студентами дозы учебной информации Принцип Модулей льности проявление индивидуализации обучения, ведь обеспечиваются наиболее благоприятные условия для каждого студента по темпу продвижения в обучении, реализации каждым из них целей обучения;

- структурирование содержания, что означает деление учебного материала в рамках модуля на структурные элементы, перед каждым из которых выдвигается конкретная дидактическая цель, а содержание обучения предоставляется в объеме, я обеспечения ее достижения Содержание модуля структурируют на учебные элементы (НЭ), которым соответствуют конкретные дидактические цели Каждый учебный элемент должен логически соотноситься с конкретным электронной ементом профессиональной деятельноститі.

Модульный вариант программы конструируется по следующей схеме:

1 Содержание учебной дисциплины распределяется на модули, имеющие конкретную цель и задачи изучения;;

2 Модуль охватывает несколько тем (учебных элементов), объединенных общей логикой;;

3 В модулях должны объединяться теоретические и практические вопросы, должны быть выделены главные, базовые и вспомогательные вопросы, обязательные для изучения или рекомендованы для ознакомления или углубленно ого исследования;

4 Модульный вариант программы должен очерчивать перечень знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы, определять содержание и методы их контроля и оценки ния

5 каждый модуль имеет содержательно связано с предыдущим и последующимм.

качестве образца конструирования рабочей программы приводим фрагменты экспериментальных материалов, апробированных в Киевском национальном университете им ТГ Шевченко и Херсонском государственном аграрном уни ерситететі.

Схема 4

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ \"НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ\"ЛІНИ"

10ПИС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИ

Примечание Соотношение количества часов аудиторных занятий и индивидуальной и самостоятельной работы может достигать 50% до 50%, 60% до 40% или 40% до 60% в зависимости от содержания учебной дисциплины (курса).

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ: указать (например, лекции с применением слайдов; лабораторные исследования, решения задач или творческих задач, подготовка научной статьи составление графических схем и т.д.).

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ: указать (например, текущее тестирование, оценка за реферат или учебный проект; итоговый письменный тест).

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ (ориентировочная)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: указать (например, опорные конспекты лекций; интерактивный комплекс учебно-методического обеспечения дисциплины (ПСНМЗД) нормативные документы; иллюстративные материалы и т.п.).

Содержание каждого модуля должен включать в себя следующие структурные элементы:

- дидактические цели, которые должны быть целевой программой действий для студентов (это должны быть четко обозначены ориентиры: что должен усвоить студент и какими практическими умениями овладеть в процессе изучения ния содержания модуля)

- непосредственно учебный материал, структурированный на учебные элементы его усвоения;

- информацию о способах усвоения учебного материала, методов контроля и самоконтроля, объяснения относительно шкалы оценки результатов усвоения материала модуля.

Модульная программа основывается также на принципах гибкости, паритетности и оперативной обратной связи Структурная гибкость заключается в возможности изменения количества и структуры модулей, последовательности и их изучения, может вызываться изменением характера поведенческих моделей преподавателя и необходимостью учета психологических особенностей студентов и спецификой студенческой группы. Содержательная гибкость состоит в дифференциации содержания обучения, а технологическая - у вариативности методов обучения и мобильности методов контроля и оценки учебных достижений студентов.

Принцип оперативной обратной связи обеспечивает руководство учебным процессом создания действенной, систематической системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала модуля Модули, снабжены системой контроля и самоорг ции, позволяют трансформировать информационно-контролирующие функции преподавателя в собственные координирующие функции студента Таким образом паритетность, что является одним из проявлений уровня субъективных отношений между вы преподавателем и студентом, возникает фактором, определяющим успешность изучения модуля В отличие от классической схемы \"преподаватель - передатчик информации\" - \"студент - получатель информации\", модульная программа п ередбачае паритетное сотрудничество между преподавателем и студентом, который становится активным участником учебного процесском навчального процесу.

Учебно-методический комплекс дисциплины (НМКД) - документ, определяющий объем знаний, которыми должен овладеть студент соответствии с требованиями образовательно-квалификационной характеристики будущего специалиста, отражает общую методику преподавания дисциплины и, характеризует методическое обеспечение, составляющие и механизм оценки знаний студентов Разрабатывается на 3-5 лет или изменяется в результате изменений образовательно-профессиональной программы подготовки специалиста и других стандартов образованийи.

Структурными элементами учебно-методического комплекса дисциплины являются следующие разделы: пояснительная записка (раздел 1 и 2).

Раздел 1 \"Основные характеристики учебной дисциплины\" должен содержать информацию о направлении подготовки, специальность, образовательно-квалификационный уровень, курс, семестр, характер дисциплины (нормативная или выборочная), количество кредитов / часов на ее изучение, количество содержательных модулей, аудиторных и внеаудиторных часов и формы контролми контролю.

Раздел 2 \"Введение\", в котором необходимо четко сформулировать цель, задачи и предмет дисциплины согласно ее содержания и указать структурно-логическое место дисциплины в учебном процессе подготовки специальностей вцив, четко определить, что должен знать и уметь студент после изучения указанного курсаного курсу.

Раздел 3 \"Тематический план учебной дисциплины\" может иметь следующий вид:ний вигляд:

Таблица 3.

Учебно-методический комплекс дисциплины (ориентировочный вариант) Раздел \"Тематический план учебной дисциплины\"пліни"

Тема

Всего, ч

Лекции, ч

Семинарские и практические занятия, ч

Самостоятельная работа ч

Индивидуальные учебно-исследовательские задачи, ч

Содержательный модуль И Перечень тем

Содержательный модуль II Перечень тем

Всего часов

Раздел 4 \"Содержание дисциплины\" В этом разделе следует предоставить краткую аннотацию каждого содержательного модуля и каждой теме курса с освещением основных понятий, характеристик, признаков и других учебных элемент тов, раскрывающие содержание учебного материала Каждый содержательный модуль должен содержать перечень основных понятий и категорий, знание которых обязательно для успешного овладения студентами учебной дисци иплиної дисципліни.

Раздел \"Тематика и планы лекций\" предусматривает наведение планов лекций по смысловыми модулями с указанием средств и методов активизации учебного процессаго процесу.

Раздел \"Тематика и планы семинарских, практических и лабораторных занятий\" должен содержать ориентировочный перечень вопросов к семинарским занятиям и ориентировочное содержание практических и лабораторных занятийанять.

Раздел 'Задания для самостоятельной работы студентов \"должен содержать информацию о содержании и форм самостоятельной работы студентов В этом разделе нужно указать формы контроля за самостоятельной работой с студентедентів.

Если самостоятельная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных учебно-исследовательских задач, их содержание указывается отдельно Для дисциплин, по которым предусмотрена курсовая работа, предлагается перечень к тем курсовых работ и методические советы по их выполнению Из других дисциплин приводится перечень тем рефератов, творческие задания, задачи по подготовке к научных студенческих конференций и т.п. Возможно наведения рекомендаций для самостоятельной индивидуальной работы с целью повышения уровня подготовки и развития индивидуальных творческих способностей студентетів.

Раздел \"Ключевые понятия и термины\" - важный раздел, где желательно привести перечень основных понятий и категорий Этот раздел обязателен, если учебная дисциплина имеет новаторский характер или предусматривает аеться ее преподавания иностранным языкомемною мовою.

Раздел \"Система текущего и итогового контроля\" масс раскрывать подходы к технологии оценки знаний студентов (в частности особенности организации текущего контроля знаний студентов заочной, экстерна атнои или дистанционной форм обучения), перечень различных видов учебных работ, которые должен выполнить студент во время проведения текущего контроля, образцы модульных задач, экзаменационных задач и кри терии их оценкиоцінювання.

Указанные материалы предпочтительно по следующей структуре:

- перечень задач для самоконтроля знаний студентов и подготовки к зачету (экзамену), охватывающих все содержание программного материала дисциплины;

- примеры типовых задач, выносимых на экзамен;

- порядок текущего и итогового оценивания знаний по дисциплине в виде критериев получения оценки студентом;

- образцы заданий для модульной контрольной работы и критерии оценки ее выполнения;

- задача для текущего контроля знаний студентов заочной, экстернатной или дистанционной форм обучения (задания для контрольных работ, если они предусмотрены планом);

- образец экзаменационного билета и критерии оценки знаний студента.

В разделе \"Список рекомендованной литературы\" дается перечень основной и дополнительной литературы, а также Интернет-ресурсыет-ресурси.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
  СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы