Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
ЛитРес
 
Главная arrow Педагогика arrow Теоретические основы современной украинской педагогики - Вишневcький О
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

Классификация ценностей развития

В общей системе ценностей поведения человека индивидуальные ценности составляют не только отдельную, но и специфическую группу, которая противостоит всем остальным (социальным и валео-экологическим) и имеет \"Эгоистичный на \"природу (здесь и далее см.:\" Кодекс ценностей воспитания и развития \"в данном руководстве) их назначение - служить только одному человеку, обеспечить ей практический успех в жизненноактичний успіх у житті.

Группа индивидуальных ценностей довольно большой и требует специальной внутренней классификации ее структуру, конечно, можно было бы вывести из определения понятия развития, что имеет отношение к духовно й, психической, социальной и физической сфер человека Однако этот подход оказался бы малопродуктивным, поскольку разделение человека на такие \"сферы\" представляется искусственным: все они - эти сферы - действуют в единстве Неудобно это было бы и с точки зрения задач педагогики: воспитывать человека \"частями\" вообще невозможноquot; взагалі неможливо.

Учитывая эту очевидную интегрированность человеческой природы, в основу классификации индивидуальных ценностей, зато целесообразным представляется положить критерий функции, которую те или иные факторы (ценности) играют в деятельности Берем здесь во внимание, что потребность деятельности являются главным свойством души человека (Ушинский К, 1954, т 1, с 244), и люди отличаются между собой прежде чем они испол ують свою деятельность, что, собственно, и является проявлением их духовных, психических, социальных и физических сил и возможностей Следуя этим путем, мы можем говорить прежде о главных подгруппы факторов, проявление ляют себя в деятельности человека: а) мотивы, побуждающие (или заставляют) человека к действию, порождают стремление и желание \"действовать\" б) интеллектуальные факторы, обеспечивающих осознание необходимости плана ния, поиск методов деятельности и т.д. в) волевые факторы, которые превращают замысел и план на процесс дин на процес дії.

Такое разделение ценностей за их функцией в процессе деятельности вполне соответствует данным психологии, в акте психической деятельности видит участие трех главных элементов - чувств (и чувств), мышление т и воли Чувства и ощущения (сроки по К Ушинского), с одной стороны, является реакцией на внешний мир, а с другой - кухней, где формируются мотивы деятельности Мышление апеллирует к объективной действительности и скер овуе на нее силу сознания, которая обеспечивает поиск решения жизненных проблем, в том числе и такие ситуации, когда предметом сознания становятся моменты собственной внутренней жизни человека Воля является источником активности Она определяет момент старта деятельности, ускорение или замедление действия, выполняет функцию двигателя Воля проявляется в способности человека воздействовать на внешний мир и на свою собственную психическую ди яльнисть \"Мышление, - пишет Г Ващенко, - ориентирует человека в объективной действительности, чувство оценивает ее в отношении нашего\" Я \", воля перерабатывает ее в соответствии с нашими потребностями\" (Ващенко Г, 1962, с 11б" (Ващенко Г., 1962, с. 11).

В указанных выше трех главных групп факторов, которые указывают на побуждения, содержание и процесс действия, следует добавить еще одну группу, которая свидетельствует о личностные качества субъекта деятельности Эти качества должны периферической ерийний и все же значимое влияние на ход деятельности Сюда отнесем такие из них, как самоуважение, самоуверенность, оптимизм, уравновешенность, точность тощщо.

Следовательно, такой - деятельностный - подход к классификации индивидуальных ценностей позволяет определить четыре их подгруппы

Ценности жизненной направленности и мотивации жизнедеятельности Сюда относим жизненные приоритеты, которые выступают источником повседневных целей и устойчивое стремление к реализации как крупных, так и малых задач, способность сосредоточиться на отдельной цели и концентрация Уват на ней свои духовные, психические, социальные и физические силы тощо.

Ценности сферы осознания и осмысления действия Эта группа содержит умственные способности, процессы мышления, работу памяти, воображения, наблюдательность, влияние мировоззрения и т.п. Они обеспечивают выбор мотивов и принятия решений, планирования действия, контроль и кор регування ее течения, оценку результата В этой психической функции проявляют себя также мудрость, творческая активность, устойчивость убеждений, навыки и привычки тощощо.

Ценности, которые обеспечивают ход процесса действия К этой группе ценностей развития отнесем волю и производные от нее факторы, их назначение - обеспечивать динамику действия, усиливать ее, направлять к постижению цели, которая санкционирована сферой осмысленной ння.

Специфические индивидуальные ценности субъекта действия Ценности развития этой подгруппы, как и предыдущей, влияют на ход действия, определяют ее стиль, но часто не прямо, а опосредованно - в отношениях человека с другими участниками деятельности Они могут стимулировать или тормозить процесс воздействия По своему содержанию эти ценности приближенные к ценностям социального типа и ведут к успеху человека в социальной среде Ибо если сильная воля служит только человеку то жесткость слова или точность в поведении имеет значение и для других, с кем она трудацює.

Наконец, рассматривая функции различных подгрупп ценностей развития в деятельности, следует подчеркнуть один важный для наших следующих соображений момент: стержнем любой деятельности человека, его хребтом является пра агнення цели зависимости от того, какое место в иерархии общей деятельности имеет то или иное действие, это стремление является определяющим Ба, больше Способность концентрироваться на цели и добиваться их достижения свид тельствует о духовные силы человека, или о том, что К Ушинский называл \"силой характера\" (рис 12quot; (рис. 12).

Все другие группы ценностей, психологией трактуются как интеллектуальные, волевые или сугубо личностные - имеют вспомогательный (инструментальный) характер, служат средством реализации стремлений и постижения е ети Деятельность вообще определяетсяя

Рис. 12. Структура діяльності як предмет педагогіки

рис 12 Структура деятельности как предмет педагогики

как система осознанных движений, направленных к определенной цели (Ващенко Г, 1962, с 41) Такое понимание взаимозависимости элементов структуры деятельности является принципиально важным и для педагогики развития: Главные ним предметом внимания здесь должен быть становление жизненной стратеги человека, основной жизненной цели, что в процессе жизнедеятельности воплощается в форме отдельных деятельностных актетів.

Задания для самоконтроля

1 Что является признаком демократизма педагогики?

2 Определите специфику понятий \"обучение\", \"воспитание\" и \"развитие\"

3 Раскройте психологическое понимание понятия \"стресс\" и его отношение к развитию человека

4 интерпретируют отношение понятий \"интровертность\" и \"индивидуализм\" и сформулируйте задачи педагогики, вытекающие из настоящего

5Яким образом можно классифицировать ценности развития человека?

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
загрузка...