Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow История психологии - Жуков СМ
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

Глава 2 Развитие психологии в Украине

21 Возникновение и развитие психологии в XVII веке

Странно и непонятно, почему в одном учебнике, хрестоматии или учебном пособии по \"Истории психологии\" нет раздела или части, которая преподавала в последовательности становление и развитие психол логической мысли в Украин в Україні.

Самое начало зарождения психологической мысли в Украине относится к XVII в

Во все времена назначения психологии выражается в двух направлениях: отражении исторического пути народа и влиянию на развитие его культуры Кроме этого не надо забывать о влиянии прошлого на будущее В В данном конкретном случае не надо забывать и все источники влияния на развитие науки вообще и психологии в частности Это прежде народная, житейская психология, а также влияние античной психологии, психо логии эпохи Возрождения и, наконец, психологии Нового времени Все эти времена были представлены, в основном, учеными-универсалами - носителями знаниянань.

В Украине того времени большую просветительскую работу вели братские школы Они распространяли грамотность и знания о человеческой природы, культуры, в том числе и философские и, конечно же, психологического ские Студенты учили народ и книжной мудрости и различным искусствам Учебники высшей школы также выносили на обозрение широкой публикиіки.

Важна роль и значение религии (в данном случае - православия) и ее влияние на передовых людей того времени

Самый высшее учебное заведение Украины - Киево-Могилянский коллегиум, который со временем стал академией, был основан Петром Могилой в 1632 году Это было время, когда украинское общество, прислушавшись д к голосу инстинкта национального самосохранения, решительно стало на путь поиска своего достойного места в социальной и политической структуре тогдашней Европы, поиска самобытных форм участия в европейском духовного развитияу.


Активизация усилий по интеграции в европейскую цивилизацию предусматривала необходимость преодоления существующей в Украине в конце XVI - начале XVII веков своеобразной интеллектуальной ксенофобии Условием так кой интеграции было усвоение и переосмысление европейских духовных достижений, в том числе и достижения западной философской мысли, вне как это делало движение к взаимопониманию в тогдашнем дис курсе культур, открывало путь к синтезу украинских и западных духовных традицийй.

Задача синтеза духовных достижений православной Украины и латинского Запада облегчалось тем, что оно осуществлялось в эпоху барокко, которое, соединяя религиозный и светский компонент культуры, формирую кая целостную действительность, единство средневекового неологизма с ренессансным индивидуализмом, органично вписывалось в контекст украинской культуры того времени с преобладанием религиозной сферы своеобразно ость эпохи барокко наложила свой отпечаток на все сферы жизни и духовного творчества: литературу, искусство, образование и т.д., а также на самих создателей этих духовных ценностей, т.е. они творили эпоху, а эпоха формировала их самих Типичными фигурами этой эпохи были профессора Киево-Могилянской академии, о чем свидетельствует барочный пафос и стилистическая изысканность их трактатов и других произведений, полнота и разно манитнисть их жизнедеятельноститі.

К СОКОВИЧ (1578-1647) Философ, культурно-образовательный деятель, писатель Родился в Потелич (ныне Нестеровский район Львовской области) Образование получил в Замойский академии и Краковском университете братской школы С 1824 г - проповедник Люблинского братстватства.

В начале XVII века значительную роль в развитии украинской и всей восточно-славянской психологической мысли играли братские школы и коллегиумы, а позже - Киево-Могилянская академия разнообразные творческие чисть Соковича нельзя рассматривать отдельно от просветительской деятельности этих образовательных учреждений В его-творчества наиболее известные психологические труды: \"Аристотелю проблемы или вопросы о природе люди ни с дополнениями предисловий к брачных и погребальных обрядов \"(1620 г.) и\" Трактат о душе \"(1625 p) В них Сокович ставит перед психологией практические задачи: как жить в соответствии с природой Кол и она (душа) рассуждает о вещах, то называется разумом, а когда вспоминает - памятью Она имеет много названий и титулов именно потому, что невидима и не может иным способом выразить свою природу, кроме как Июня ез свои действия и их последствияерез свої дії та їх наслідки.

Психика есть срез Вселенной и каждую свою способность она выявляет как свою тотальность и целостность Душа, по утверждению Соковича, является зеркалом Вселенной В поведении Сокович предлагает придерживаться \"умных по омиркованостейностей".

Отмечая богатство человеческих личностей, Сокович строит типологию людей на основе особенностей их самопознания: насколько они охватывают общечеловеческое в себе и соотносят его со своими инди ивидуальнимы качествам.

Итоговым для всей его психологии является вопрос: \"Как я должен поступить?\" чуду психического бытия человека, видеть в ней очень тонкое искусство природы Психология человека, за Соковичем, возникает у живого существа через ее принадлежность к семье, к обществу, к Вселенной Психология человека находит свое воплощение и в злодеяниях, и в высоконравственных поступках В своих философско-психологических речах и обращениях ученый провозглашает смысл человеческого бытия как бытия моральнуття моральне.

И Гизела (1600-1683 pp) просветитель, философ, церковный деятель и историк Родился в Пруссии Вступил в Киевской коллегии уже имея солидный запас знаний, а учась в ней, поражал профессуру и студентов умением м отстаивать свои взгляды, опираясь не только на авторитет Св Писания, но и на человеческий интеллект, здравый смысл, научный анализ явлений природы, гуманистические категории морали, производила просветительных цька Европа Эти качества юноши заметил П Могила и на собственные средства послал учиться его за границу, где слушал лекции в Замойский академии, а затем в университетах Англии По возвращении в Киев был избран профессором философии, а затем ректором Киево-Могилянской академии (1646-1650 pp), ставший ее украшением С 1650 г он - игумен киевских Кирилловского и Николаевского монастырей А с 1656 г - архимандрит Киево-Печерской Лавры, где собрал крупнейшую в Украине библиотекні бібліотеку.

Гизель был первый из профессоров Киево-Могилянской академии, кто в своих лекциях знакомил студентов с новейшими достижениями в науке, в частности - учением Коперника

Значительное внимание Гизель уделял проблеме человека, его нравственности, где как сторонник христианской морали пытался обосновать идеи гражданского гуманизма Этим вопросом посвящена работа Гизеля \"Мир с Бог ние мужчинеовіку".

Следует отметить, что человек в Гизеля представала не слепым орудием Божьего промысла, а творцом своего собственного счастья, владыкой своей воли, полноправным хозяином своей судьбы и поступков, главным критерием которых, а также добра и зла, была совесть умного человека, что должен руководить всеми его действиями Первым среди украинских мыслителей Гизель поставил естественное право как критерий человеческого поведения выше зако на Божия, дополняя критерий добра и зла умом, познав законы природы, руководит поступками человека в соответствии с этими законами, что, собственно, и отразилось в его отношении к церковных заповедей и на станов Возвеличивая рациональное в человеке, особое значение он придавал нравственному воспитанию и образованию, видя в них путь к естественному земного счастья, которое достигается усилиями людией.

Гизель сделал очень большой вклад в развитие психологической мысли в Украине Современники называли его Аристотелем Курс психологии он читал в 1645-47 годах В основу своей психологии ученый положил знамен Нити афоризмзм:

\"Ничего нет в интеллекте, чего бы не было в ощущениях\", однако он далек от мысли считать психологические качества ощущениями Он постепенно раскрывает своеобразие психических способностей утверждает, что их е можно свести к исходному чувственного опыта мыслительной компонент психики, в частности суждения, он толкует в духе мотивационных движущих сил Гизель находит в суждениях такое качество, как уверенность ь, через которую интеллект утверждает или отрицает связь между предметами В плане мотивации исследуются убеждению, правдоподобие, вера Мышление рассматривается как качество личности Гизель выражает ЯСК Раву тенденцию стиля барокко в психологии, когда усложняет и углубляет мотивационную структуру мышления компонентами чувств, воли, бессознательного Он анализирует соотношение эмоции и воли как эффектов умные й души, раскрывает связь склонностей человека с индивидуальными проявлениями темпераментов В своих произведениях ученый указывает на необходимость понимания внутреннего разума и воли в человеческих поступках Тогда воля в ае независимой, что является важным условием перехода к этическим проблемам человеческого бытияблем людського буття.

Яворский СИ (1658-1722 pp) Родился в Яворове (ныне Львовская область), умер в Москве украинский и российский консервативный церковный деятель и публицист, просветитель, проповедник, педагог и философ Детство в прошло в городке Красиловка, недалеко от Нежина Образование получил в Киево-Могилянской академии С 1684 г совершенствовал знания в иезуитских учебных заведениях, Люблина, Познани и Вильнюса, для чего должен был принять католичество В 1687 г возвращается в Киев Опять принимает православие и становится профессором Киево-Могилянской академии; преподавал риторику, философию, психологию, поэтику и богословия зан В 1689 p подался в монахи В 1700 г царь Петр назначил Яворского пристальным наблюдателем-надзирателем патриаршего престола в Москвестолу у Москві.

Яворскому принадлежит одна из выдающихся разработок психологически! не только в Европе, но и в арабском мире Логическая схема психологической системы осталась в целом без изменений, но она охватывала все новые и новые наблюдения Было обобщены большое количество фактов которые возникали в практике общения, медицины, этнических традиций, всех знаний, касающихся жизни тела и души Учение Яворского о душе, как и других выдающихся ученых - представителей Киево- Могилянской коллегии, расширялся до пределов антропологии, Перед ним становились не только теоретические проблемы, но и ряд практических, которые должны были давать советы, как целесообразно и морально вести себя в тех или и Других обстоятельствовинах.

Согласно трех книг Аристотеля \"О душе\" Яворский строит свой психологический курс Показывая традиционно установленную специфиису каждого вида души, специфику форм жизнедеятельности, которые присущи раст линями, животным, людям, Яворский прилагает больше усилий, чтобы раскрыть их подчиненность в единой человеческому существу Он прежде указывает на взаимозависимость таких способностей, как движение в пространстве желание Движение как исходную способность было подчеркнуто, еще в древней анатомической психологии (Демокрит и др.) Желание как поезд к движению имеют такую ??же давнюю историю исследования Единство души Яворский дово дить через идею функционального взаимодействия Одна жизненная функция может способствовать или мешать другому Напряженная действие интеллекта мешает пищеварению, чрезмерное ощущение приводит к расстройство интеллектуальной д ее - признак того, что все эти способности происходят из одной души Яворский осуществляет критическое осмысление теориие осмислення теорій

Аристотеля на почве научных достижений XVII ст В традиционную структуру психологии укладывается новое содержание

Более весомым доказательством единства человеческой души, за Яворским, выступают генетические основания Виды души - вегетативная, чувственная, умная - возникают как органы единой души, последовательно совершенствуются, жаре иализуються для отправки различных действий Одни из них появляются в детстве, другие - в юности или старости В Яворского речь идет не о разных душе, а о своеобразных инструменты и средства природы, которыми к ористуеться организм в своей жизнедеятельности Природа идет от менее совершенных к более совершенным действий Материя, из которой состоит человеческое существо, постепенно совершенствуется в своей организации и первоначально в осуществляет побуждение вегетативные, затем - чувственные, далее - умственные Установив подразделения души на основе специфических способностей, Яворский ставит вопрос об идеальной или материальную природу этих дуих душ.

Сделав принципиальную заявление о том, что душа умственная не зависит от материи, Яворский все же признает эмпирические факты зависимости духовных действий от телесных, от предметного мира, от которого душа принимает в виды (ейдалы) и от которых, в свою очередь, зависит процесс понимания Пользование умом зависит от телесных диспозиций (склонностей), хотя и не прямо, а через действия воображения Разум опирается на воображение, последней ния зависит от телла.

Растительная и животная души определяются как материальные Эти души делимы как части целого, зависят от материального бытия Ничего нематериального не воспринимают, не образуют универсальных, абстрактных понятий воспринимают только то, что имеет цвет, вкус, другие материальные качесті.

бы душа была делима, одна часть ее грешила бы, другая - каялась, одна бы ненавидела другую Душа находится во всем теле, и вместе с тем, она независима от тела Обособленные части тела души не имеют Эти мысли Яворский связывает с идеей локализации психических функций Именно мозг имеет \"диспозицию\" (склонность) быть субстратом душубстратом душі.

Отражая основные тенденции в психологии XVII в, Яворский не только связывает все уровни души с телесными актами, но и акцентирует внимание на рефлекторном механизме этих актов

рефлекторное действие Яворский называет \"необходимым чувственного действием\", которая становится возможной целостностью нервной системы, мозгом Целостность душевных проявлений он видит в ряде механизмов памяти, которые появляются в онтогенезе Старея, животные меньше вспоминают вещи, о которых знали в молодости в молодості.

Для обоснования идеи бессмертия разумной души Яворский находит \"этические\" аргументы: праведник, мучился на этом свете, должен иметь надежду на счастливую жизнь на том свете, где душа нечестивого оч чикуе на мукує на муки.

То, что людям присущ врожденный тяга к жизни вечной, к бессмертию, имеет свои принципы в существовании специального атрибута разумной души - бессмертности Страх смерти, переживают люди, имеет своим предметом не полное отрицание душевной жизни, а разрыв связей с теми или иными людьми - родными, друзьями, близкими Страх смерти Яворский видит в незнании того, что человека ожидает по ту сторону Этому го жизни Познавая себя, человек лишается этого страха, мудро и спокойно встречает смертностирть.

Позиция Яворского в решении психофизической проблемы все время остается двойной Так он доказывает независимость от тела разумной части человеческой души, то показывает многочисленное количество фактов из психических ческого жизни человека, направленные на доказательство неразрывного единства этой души Природа души как жизненного начала - творческая Она не была бы началом, если бы не хотела, не узнавала, не любила, не распределялияла.

В своих психологических исследованиях Яворский исходит из положения о противоположных сторон мотивации человеческого поведения и человеческого бытия в целом Он называет их действиями иманенции и зависимости от внешне ишних причин Живой существу присущи имманентные действия, среда лишь их стимулирует Другие черты иманенции в актах желание, познания Яворский связывает с божественной благостью Познание выводится из интеллекта я к его имманентное свойствоість.

Изложив идеи относительно души как начала жизни, подчеркнув противоположность имманентного и рефлекторного принципов действия, Яворский осуществляет периодизацию человеческой жизни Он исходит из того, что определяет жизнь я как центральную психологическую категорию В связи с этим он размышляет над проблемой отношения жизни и смерти Переходя к решению конкретных проблем \"психологии жизни\", Яворский решает, прежде всего, спрашивает ния о возрастном деление жизни, приводит большое количество факторов, которые предопределяют, сохраняют и продолжают жизненнов­жують життя.

Изложив основные положения своей \"психологии жизни\", Яворский подробно останавливается на главных способностях души: вегетативной, чувственного, двигательной, умственной и побажальний Две последние он освобождает в от зависимости телесных структур качестве субстрата, однако снова подробно останавливается на рефлекторном механизме, распространяя рефлекторный принцип на объяснение всех уровней психологической жизни человекиття людини.

Яворский начинает с изложения теорий рефлекторной дуги, переходит к теории рефлекторного кольца Он поднимает рефлекторный принцип до уровня имманентного духа, показывает рефлекс как волевое действие, возлагает на а рефлекторную основу психические явления: познавательные, эмоциональные, волевые Рефлекс становится душевным, душа, положенная на рефлекторный принцип, побуждает этим все жизненные актти.

При рассмотрении психических способностей Яворский устанавливает их внутренние связи: узнавания сочетает со стремлением, интеллект - с памятью Он ищет звьякы, переходы между интеллектом, волей и чувством

Яворский специально изучает интеллектуальную память, поднимая психологические проблемы до уровня гносеологических и онтологических, а порой и теологических Этот вид памяти он понимает как \"акт разума\", выхо одить с абсолютной полноты знаний, присущих божественной существу Здесь в Яворского перекрещиваются две природы - души и Бога Умственное способность души он наделяет свойствами бестелесного, неделимого вечного бытия, наполненного любви к Богу и поэтому осуществляет его познанияйого пізнання.

Память есть не что иное как развертывание божественных атрибутов через человеческую психику Сам по себе Бог как всеохоп-люючи реальность памяти не имеет, ведь для него нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущей ого Он всегда во всем, все охватывает сразузу.

Воля - высшая умственная способность Воля проявляется в самоопределении личности, ее самосозидания, поэтому является актом свободным От человека зависит, делать определенное дело или не делать

Объектом свободы в Яворского являются такие моральные поведения человека, как честность, приверженность к добру или им противоположные черты - нечестность, зло Воля, управляемая вниманием, имеет возможность боль ьш уверенно следовать к добру и избегать зла Яворский указывает на зависимость актов воли от познанияня.

***

Психология, возникает в эту эпоху, отражает психику человека, объектом ее исследований и творчества есть разные аспекты деятельности человека Все, что создано человеком, возвращается в систему ее психологических зн объединений Однако в этих научных произведениях неполно воплощены идеальные мечты человекни.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы