Навигация


Главная
УСЛУГИ
Гостевая книга
Правила пользования
Авторизация / Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Возрастная психология - Павелко РО
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая

Теория конвергенции двух факторов

Споры психологов о том, что же определяет процесс детского развития - наследственная одаренность или окружающая среда - привели к теории конвергенции этих двух факторов Основоположник ее - В Штерн Он н считал, что психическое развитие это непростой проявление врожденных свойств и непростое восприятие внешних воздействий Это - результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизненноиття.

ВШтерн был сторонником концепции рекапитуляции Стремление рассматривать периоды детского развития по аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры показывает, как настойчиво исследователи ю укалы общие закономерности эволюцииії.

Когнитивные теории в психологии развития

Теория Ж Пиаже

Развитие рассматривается Ж Пиаже как эволюция, руководствуется потребностью в равновесии Равновесие в статическом, уже осуществленному виде представляет собой адаптацию, приспособление, состояние, при котором каждый влияние равна является противодействийії.

ЖПиаже считал, что, как любое развитие, интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию, то есть к установлению логических структур Чтобы познать объекты, субъект должен действовать с ними, трансформ живать их - перемещать, комбинировать, удалять, приближать тощщо.

Чтобы осознать собственные действия, субъект нуждается в объективной информации Без построения интеллектуальных инструментов анализа, за Ж Пиаже, субъект не различает, что в познании принадлежит ему самому, что - объекта в, а - действия преобразования объекта Источник знания лежит не в объектах самих по себе и не в субъектах, а во взаимодействиях, которые изначально неразделенные между субъектом и объектамами.

Именно поэтому проблема познания не может рассматриваться отдельно от проблемы развития интеллекта Она сводится к тому, насколько субъект способен адекватно познавать объекты, на столько он становится способным к о объективностиі.

Объективность не дана субъекту с самого начала Для овладения ею необходима серия последовательных конструкций, все более приближают ребенка к ней Объективное знание всегда подчинено определенным структ турам действия Эти структуры - результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои дидії.

Субъект, за Ж Пиаже, наследственно наделен приспособительной активностью, с помощью которой он осуществляет структурирования действительности Интеллект - частный случай такого структурирования Характеризуя субъекта действие тельности, ЖПиаже выделяет его структурные и функциональные свойстваості.

Функции - это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой Субъекту свойственны две основные функции: организация и адаптация Каждый акт его поведения организован, то есть определенной структу урою, динамический аспект которой (адаптация) состоит из равновесия двух процессов - ассимиляции и аккомодационныхії.

Весь приобретенный сенсомоторный опыт оформляется в схемы действия Схема - сенсомоторный эквивалент понятия Она позволяет ребенку экономно и адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с ре изнимы состояниями одного и того же объекта С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тянет, ощупуе, хватает, тянет в рот, движет ногами и т.п. Весь этот опыт оформляется в схемы - наиболее общие, хранящихся в действии при его многократном осуществлении в различных обстановкиавин.

В широком смысле, схема действия - это структура на определенном уровне умственного развития Структура - это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей в эту структуру составляют Структура - саморегулирующаяся система, а новые умственные структуры формируются на основе диії.

В результате взаимодействия со средой схемами охватываются новые объекты и таким образом ассимилируются ними Если существующие схемы не охватывают новые типы взаимодействия, то они переструктуровуються, подстраиваются я под новое действие, т.е. происходит аккомодация Иными словами, аккомодация - это пассивное приспособление к среде, а ассимиляция - активное На этапе аккомодации субъект отражает внутренние связи окружающей окружающей среды, на этапе ассимиляции он начинает влиять на эти связи в своих Цилялях.

Адаптация, ассимиляция и аккомодация наследственно закреплены и неизменны, а структуры (в отличие от функций) складываются в онтогенезе и зависят от опыта ребенка и, таким образом, неодинаковы на разных крышку овых этапах Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивают непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступениі.

Психическое развитие в понимании Ж Пиаже - это изменение мыслительных структур Поскольку эти структуры формируются на основе действий субъекта, то Ж Пиаже пришел к выводу, что мысль - это сжатая форма действия, внутренне вин бродит с внешней, а обучение должно опережать развитоток.

соответствии со следующими положениями Ж Пиаже выстроил логику психического развития Он рассматривал ребенка как существо, ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно собственной умственной структуры

До определенного возраста дети не умеют различать субъективный и внешний мир Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами и явлениями объективного мира и лишь постепенно приходит к различению ния их друг от другао.

На ранних ступенях развития каждое представление о мире переживается ребенком как истинное; мнение о вещах и сами вещи почти не различаются Но в ходе развития интеллекта детские представления продвигаются от р реализма к объективности, проходя ряд этапов: партиципации (сопричастности), анимизма (общего одушевления), артификализму (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых ег оцентрични отношения между \"Я\" и миром постепенно редуцируются Шаг за шагом ребенок начинает занимать позицию, которая позволяет ей отличать то, что идет от субъекта, и видеть отражение внешней реальности и в объективных представлениеих уявленнях.

Еще одно важное направление развития детской мысли - от реализма к релятивизму: сначала дети верят в существование абсолютных качеств и субстанций, позже открывают, что явления связаны между собой и н наши оценки относительны Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место миру отношений Мнение ребенка, которая сначала не отделяет субъекта от объекта и потому \"реалистическая\", развивается в трех н апрямах: к объективности, реципрокности и релятивностирелятивності.

Неумение осуществлять логические сложение и умножение приводит к противоречиям, которыми насыщены детские определения понятий Ж Пиаже характеризовал противоречие как результат отсутствия равновесия: понятие лишает яеться от противоречия, когда равновесие достигается Критерием устойчивого равновесия он считал появление оборачиваемости мысли - такой умственного действия, когда, отталкиваясь от результатов первого действия, ребенок выполняет умственную действие, симметричную относительно нее, и когда эта симметричная операция приводит к исходному состоянию объекта, видоизменяя ее Каждой умственной действия соответствует симметричная действие, позволяет вернуться к отправного пунктнкту.

В реальном мире обратимость отсутствует, только интеллектуальные операции делают мир обратным Поэтому обратимость мысли не может возникнуть у ребенка по наблюдению за явлениями природы Она возникает с осознай млення самих мыслительных операций, которые осуществляют логические опыты не над вещами, а над самим собой, чтобы установить, какая система определений дает \"больше логическое удовлетворениеолення".

Для формирования у ребенка настоящего научного мышления необходим опыт особого рода - логико-математический, направленный на действия и операции, осуществляемые ребенком с реальными предметами

На основании теории развития, Ж Пиаже выдвинул гипотезу о существовании стадий интеллектуального развития Стадии - это ступени или уровни развития, последовательно сменяющих друг друга Процесс интеллектуального о развитии ребенка состоит из 3-х периодов, в течение которых происходит зарождение и становление 3-х основных структурур:

1) сенсомоторных структур, т.е. системы обратных действий, выполняемых материально и последовательно;

2) структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых \"в уме\", но с опорой на внешние, наглядные данные;

3) структуры формальных операций, связанных с формальной логикой, гипотетико-дедуктивным рассуждениям

Развитие осуществляется как переход от низшей стадии к высшей, причем каждая предыдущая стадия подготавливает следующую На каждой новой стадии достигается интеграция ранее сформированных структур; предыдущая ст и действует перестраивается на высшем уровні.

Стадии интеллектуального развития, за Ж Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом, поскольку развитие всех психических функций подчинено интеллекта и определяется им

Система Ж Пиаже является одной из наиболее разработанных и распространенных, и различные исследователи предлагают свои варианты ее коррекции и дополнения

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая
 
Дисциплины
Банковское дело
БЖД
Бухучет и Аудит
География
Документоведение
Экология
Экономика
Этика и Эстетика
Журналистика
Инвестирование
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Медицина
Менеджмент
Педагогика
Политология
Политэкономия
Право
Естествознание
Психология
Религиоведение
Риторика
РПС
Социология
Статистика
Страховое дело
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы