ЕГЭ 2019. Русский язык. Тренажёр. Подготовка к написанию сочинения. Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н.

Категория ОГЭ, ЕГЭ

Аннотация

Данное пособие является первой частью трёхчастного комплекса пособии, предназначенных для обучения написанию сочинения на Едином государственном экзамене по русскому языку. В этой части собраны тексты и задания, которые помогут учащимся научиться выделять и формулировать проблему, поставленную в предложенном тексте, и определять и формулировать позицию автора по данной проблеме.
Чтобы сформировать устойчивые навыки по определению проблемы и позиции автора, необходимо проанализировать большое количество текстов. Поэтому мы предлагаем начинать эту работу в 10 классе и проводить её на материале небольших текстов (мини-текстов). Небольшой объём таких текстов позволяет проанализировать достаточно много материала, затратив на это не очень большое количество времени. Наше пособие содержит материал для такой работы. Оно представляет собой мини-тексты и набор стандартных заданий к ним, помогающих учащимся прежде всего научиться определять и формулировать проблему, поставленную автором в тексте. Как известно, это умение -одно из самых важных на экзамене.

Пример из учебника

Задания, которые мы предлагаем, способствуют выработке устойчивых умений у учащихся. Прежде всего мы советуем, прочитав текст, пересказать его. В процессе пересказа становится ясно, насколько верно ученик понял содержание, а что прошло мимо его внимания. В качестве вывода рекомендуется после пересказа сформулировать тему текста, т.е. определить, о чём говорится в тексте. Затем можно выполнить несколько заданий, которые помогут точнее сформулировать проблему.
Рекомендуется выполнить задание на различение публицистического и художественного текстов, т.к. это связано со способом постановки проблемы и способом выражения авторской позиции. Если в публицистических текстах проблема и позиция автора выражаются, как правило, однозначно, то в художественных текстах нужно учитывать наличие героя-рассказчика или героя-резонёра в прозе и лирического героя в стихотворениях. Однако это задание мы считаем факультативным, так как иногда бывает трудно определить стиль текста (если это, например, художественная публицистика, как в книге Солоухина – Камешки на ладони. Поэтому данное задание можно выполнять там, где это существенно влияет на понимание текста.
Заданиями, связанными с пониманием и точной формулировкой проблемы, являются также задание по определению типа речи ( это важно и для формирования умения выполнять задание 21 в первой части ЕГЭ) и задание по оценке предлагаемого предложения с точки зрения соответствия его содержанию текста (аналогично заданию 20 в первой части ЕГЭ).

Содержание

Предисловие 4
ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ И ПОЗИЦИЮ АВТОРА 5
Анализ мини-текстов 7
Повторяем орфографию и пунктуацию 68
ПИШЕМ КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ 77
Анализ мини-текстов 79
Повторяем пунктуацию 131
АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ПО ПРОБЛЕМЕ 139
Анализ мини-текстов 141
Повторяем орфографию и пунктуацию 191
ОТВЕТЫ 199
Ответы к разделу «Формулируем проблему и позицию автора» 199
Ответы к разделу «Пишем комментарий к проблеме» 209
Ответы к разделу «Аргументируем свою позицию по проблеме» 215
Приложение 222
Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.