ОГЭ 2019. Биология. Справочник. Панина, Левашко

Категория ОГЭ, ЕГЭ
Дисциплина Биология ЕГЭ и ОГЭ

Аннотация

Пособие предназначено для подготовки к Основному государственному экзамену (ОГЭ) по биологии. Оно поможет систематизировать знания по предмету, сконцентрировать внимание на наиболее важных вопросах, выносимых на итоговую аттестацию, а также правильно выстроить стратегию и тактику подготовки к ОГЭ. Пособие составлено с учётом специфики основных учебных программ по предмету и содержит краткий теоретический курс основного общего образования, представленный на основе кодификатора, разработанного Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

Пример из учебника

Тренировочные задания, сгруппированные в соответствии с вышеназванными содержательными блоками, представляются теоретическим материалом, который представлен компактно, системно, в лаконичной форме. Теория дополняется комментариями к конкретным заданиям. Содержание сборника направлено прежде всего на информирование учащихся о структуре ГИА по биологии, знакомство с различными типами заданий, включённых в ГИА, на понимание учащимися наиболее сложных вопросов курса биологии, тренировку в выполнении заданий, проверку уровня знаний и умений. Учитывая отсутствие возможности для глубокого системного повторения в процессе изучения биологии в старших классах, возникает необходимость на этапе подготовки к ГИА устранить этот пробел. Данное пособие преследует эту цель. В начале работы с пособием рекомендуем проработать вариант, составленный из заданий, которые могут вызывать затруднения у участников экзамена. Выполните задания, используя предложенные алгоритмы. Обратите внимание на то, что в комментариях содержатся также сведения о типичных затруднениях при выполнении каждого из заданий КИМ. Знакомство с ними поможет лучше понять не только формат задания, но и предполагаемый охват содержания, акцентировать внимание на наиболее трудных элементах.

Содержание

Введение 3
Анализ затруднений, выявляемых при выполнении заданий типичного формата варианта КИМ 5
Блок I. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА 27
1.1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: наблюдение, описание, измерение биологических объектов и биологический эксперимент. . Блок II. ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 37
2.1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Основные признаки живого. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток — одна из причин заболеваний организмов. Вирусы — неклеточные формы жизни. —
2.2. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Наследственность и изменчивость — свойства организмов 56
2.3. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, выявление изменчивости организмов. Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, уход за ними 64
Блок III. СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 78
3.1. Система органического мира —
3.2. Царство Бактерии, разнообразие строения и жизнедеятельности. Роль в природе. Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных и человека 79
3.3. Царство Грибы, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе, использование
в биотехнологии. Лишайники — комплексные организмы 82
3.4. Царство Растения 88
3.5. Царство Животные. Роль животных в природе и в жизни человека 106
3.6. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результат эволюции 135
Блок IV. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ 145
4.1. Место человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них. Происхождение человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. Организм — единое целое —
4.2. Питание. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы. Ферменты. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения 154
4.3. Дыхание. Система органов дыхания, строение и функции. Дыхательные движения. Лёгочные объёмы. Газообмен в лёгких и тканях 158
4.4. Внутренняя среда организма человека: межклеточная жидкость, лимфа, кровь. Кровь, её состав и функции. Форменные элементы крови. Группы крови. Защитные функции крови: свёртывание и иммунитет. Виды иммунитета 164
4.5. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение кровообращения и тока лимфы. Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Сердце, его строение и работа. Регуляция работы сердца. Пульс. Движение крови по сосудам. Давление крови 167
4.6. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Обмен органических веществ и его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Энергетический обмен и питание. Витамины и их роль в организме. Выделение. Органы выделения. Образование мочи и её выведение из организма. Кожа, её функции. Температура тела и её регуляция 173
4.7. Опора и движение. Скелет, его значение и функции. Строение костей. Типы соединения костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Мышцы, их строение и функции. Управление движением мышц. Работа мышц и их утомление 180
4.8. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система и её строение. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Строение и функции спинного и головного мозга. Железы внутренней и внешней секреции. Эндокринная система. Гормоны и их влияние на процессы жизнедеятельности организма человека 183
4.9. Органы чувств, их роль в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы и их свойства. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Зрительное восприятие. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Звуковое восприятие. Взаимодействие органов чувств 192
4.10. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон и его значение 195
4.11. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы, укрепляющие здоровье: двигательная активность, рациональное питание, рациональная организация труда и отдыха 202
4.12. Приёмы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами, угарным газом; при спасении утопающего, кровотечениях, травмах опорно-двигательной системы, ожогах, обморожениях, повреждениях глаз. Профилактика травм 211
Блок V. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 214
5.1. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействие разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в природе
5.2. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем .
5.3. Биосфера — глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы 229
Для комфортного и реалистичного чтения учебника в онлайн режиме, встроен простой и мощный 3D плагин. Вы можете скачать учебник в PDF формате по прямой ссылке.
Дорогие друзья! Обращаемся к Вам! Если Вы не нашли необходимые учебники, напишите нам в сообщество в кантакте https://vk.com/uchebnikionlineru. Спасибо!